- Административное право как отрасль права
- Государственное управление и административное право
- О понятии государственного управления
- Исполнительная власть и государственное управление
- Механизм государственного управления
- Предмет и метод административного права
- Общественные отношения, регулируемые административным правом
- Метод административно-правового регулирования
- Основные функции административного права
- Принципы административного права
- Административное право в системе российского права
- Административно-правовые нормы
- Понятие и особенности административно-правовых норм
- Структура административно-правовых норм
- Виды административно-правовых норм
- Источники административного права
- Административные правоотношения
- Понятие и основные признаки административных правоотношении
- Предпосылки возникновения административных правоотношений
- Виды административных правоотношений
- Субъекты административного права. Общие положения
- Понятие и виды субъектов административного права
- Физические лица
- Понятие и основы административно-правового положения граждан РФ
- Виды и структура административно-правового положения гражданина РФ
- Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
- Право граждан РФ на проведение публичных мероприятий
- Основные гарантии прав граждан
- Обращения граждан РФ
- Основы административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
- Органы исполнительной власти
- Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
- Понятие и правовое положение органов исполнительной власти
- Виды органов исполнительной власти
- Понятие, принципы построения и звенья системы органов исполнительной власти
- Правительство РФ
- Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти
- Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- К вопросу о государственных услугах как функции органов исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Государственные служащие
- Понятие государственной службы
- Должности государственной службы
- Система государственной службы
- Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы
- Правовые основы государственной службы
- Понятие и виды государственных служащих
- Основы административно-правового статуса государственных служащих
- Основы административно-правового регулирования поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения
- Стимулы деятельности государственных служащих
- О муниципальной службе и ее служащих
- Основы государственной гражданской службы
- Понятие, принципы и основные виды и правовые основы гражданской службы
- Должности гражданской службы
- Понятие и виды гражданских служащих
- Основы административно-правового статуса гражданских служащих
- Поступление на государственную гражданскую службу
- Прохождение гражданской службы
- Стимулы гражданской службы
- Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих
- Основы правоохранительной службы
- О правовых основах правоохранительной службы
- Понятие и принципы правоохранительной службы
- Должности правоохранительной службы
- Основы правового положения сотрудников правоохранительных органов
- Ограничения и запреты на правоохранительной службе
- Поступление на правоохранительную службу и ее прохождение
- Прохождение правоохранительной службы
- Прекращение службы в правоохранительных органах
- Дисциплинарная ответственность сотрудников правоохранительных органов
- Основы военной службы
- Понятие военной службы и ее принципы
- Воинские должности: понятие и виды
- Основы правового положения и виды военнослужащих
- Прохождение военной службы
- Увольнение с военной службы
- Основы дисциплинарной ответственности военнослужащих
- Предприятия, учреждения и организации
- Понятие и виды предприятий, учреждений
- Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
- Государственные корпорации как субъекты административного права
- Особенности административно-правового статуса негосударственных корпоративных предприятий
- Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и учреждений
- Административно-правовые гарантии самостоятельности предприятий, учреждений
- Фонды
- Общественные и религиозные объединения
- Понятие и виды общественных объединений
- Основы административно-правового статуса общественных объединений
- Законодательные основы правового положения религиозных объединений
- Административно-правовые формы и методы деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления
- Формы деятельности органов исполнительной власти
- Понятие и основы классификации форм деятельности органов исполнительной власти
- Правовые акты органов управления: понятие и юридическое значение
- Классификация правовых актов органов управления
- Условия законности и эффективности правовых актов органов управления
- Опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления
- Действие правового акта управления
- Утрата силы правовыми актами управления
- Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции
- Административный договор
- Методы деятельности органов исполнительной власти
- Понятие и виды методов деятельности органов исполнительной власти
- Административное принуждение: понятие и виды
- Ответственность по административному праву
- Административная ответственность
- Понятие и основные черты административной ответственности
- Законодательные основы административной ответственности
- Административное правонарушение
- Освобождение от административной ответственности
- Ограничение административной ответственности
- Понятие и виды административных наказаний
- Наложение административного наказания
- Административная ответственность юридического лица
- Дисциплинарная ответственность
- Материальная ответственность
- Вопросы административно-процессуальной деятельности
- Административный процесс: понятие, структура
- Производство по делам об административных правонарушениях
- Основы административного производства
- Участники административного производства
- Доказательства в производстве по делу об административном правонарушении
- Меры обеспечения административного производства
- Возбуждение административного дела
- Рассмотрение административного дела
- Пересмотр постановлений и решений
- Исполнение административных постановлений
- Дисциплинарное производство
- О производстве по жалобам граждан в органах исполнительной власти
- Административное право и законность в управлении
- Законность в сфере управления
- Законность, дисциплина, целесообразность
- Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в сфере управления
- Способы обеспечения законности дисциплины в управлении
- Контрольные полномочия Президента Российской Федерации
- Контроль органов законодательной (представительной) власти
- Контроль органов исполнительной власти
- Административный надзор
- Органы судебной власти и законность в управлении
- Общий надзор органов прокуратуры
Правительство РФ
Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ. Оно - орган государственной власти, осуществляет исполнительную власть в РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ.
Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.
В соответствии с ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ организует исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
Правительство РФ является коллегиальным органом. В его состав входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры. Решающая роль в формировании Правительства РФ принадлежит Президенту РФ, который назначает Председателя Правительства РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государства (с согласия Государственной Думы), а также его заместителей и федеральных министров.
Все члены Правительства участвуют в его заседаниях с нравом решающего голоса.
Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он возглавляет Правительство; определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу; представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории; ведет заседания Правительства РФ. обладая правом решающего голоса; подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.
Заместители Председателя и федеральные министры принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ, в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ и обеспечивают их исполнение.
Заместители Председателя Правительства РФ в порядке распределения обязанностей между ними координируют работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных Правительству органов. Они контролируют их деятельность и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство; осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Министры как члены Правительства РФ участвуют в рассмотрении и обсуждении всех вопросов на его заседаниях.
Для решения оперативных вопросов Правительство РФ может образовывать Президиум 1 В настоящее время образован Президиум Правительства в составе: Председателя Правительства, его первых заместителей и заместителей министров: здравоохранения и социального развития; сельского хозяйства, регионального развития; иностранных дел; Минэкономразвития; внутренних дел; обороны. . Его решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое имеет право отменить любое решение своего Президиума.
Законом определен круг вопросов, решения по которым могут приниматься только на заседаниях Правительства РФ, например, о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета о его исполнении, о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу и др. (ст. 28 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него: а) Конституцией РФ: б) федеральными законами; в) нормативными указами Президента РФ.
В Конституции РФ его функции и полномочия определены предельно кратко. Но их перечень здесь открыт. Он завершается формулировкой, что Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Это прежде всего означает, что оно - орган исполнительной власти и на него возлагается проведение в жизнь законов. Что касается «иных» конституционных полномочий, то их конкретные виды немногочисленны. Например, оно дает заключения по определенным законопроектам (п. 3 ст. 104) и др.
Конституционные полномочия Правительства РФ отражены в ФЗ о Правительстве РФ, в котором они конкретизированы, а также закреплены многие другие его полномочия. В целом полномочия Правительства РФ, предусмотренные в указанном Законе, с допуском условности можно подразделить на следующие группы:
а) полномочия по вопросам руководства федеральными органами исполнительной власти. Так, Правительство РФ руководит работой данных органов и контролирует их деятельность, а также координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент РФ; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов, иных федеральных органов исполнительной власти.
Правительство утверждает положения о подчиненных ему органах исполнительной власти. Оно в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, за исключением органов, руководство которыми осуществляет и резидент РФ.
Правительство вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов. Ему предоставлено право учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ и др.;
б) общие полномочия. В их пределах оно организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социальной сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию и др.;
в) полномочия в различных сферах: экономической, социально-культурной, административно-политической, внешних отношений. Они конкретизированы применительно к особенностям соответствующих сфер.
В числе ключевых полномочий, которые призвано осуществлять Правительство РФ, можно назвать следующие. На него возложены: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения. Оно организует разработку и исполнение прогнозов экономического и социального развития России; утверждает и обеспечивает выполнение важнейших федеральных программ, на него возложено обеспечение проведения единой государственной политики в области экологии. Оно координирует работу органов исполнительной власти по совместному проведению природоохранительных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий.
На Правительство РФ возложено управление федеральной собственностью. Оно делегирует свои полномочия другим федеральным органам исполнительной власти. Так, постановлением Правительства от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного предприятия»: во-первых, закреплены конкретные полномочия указанных органов в отношении подведомственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, во-вторых, определены полномочия Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в отношении таких предприятий. К его ведению отнесены согласование сделок предприятий, связанных с недвижимым имуществом; формирование уставного фонда предприятий: утверждение передаточного акта или разделительного баланса при реорганизации предприятия и ликвидационного баланса при ликвидации предприятия и т.д. Минэкономразвития поручено утвердить примерный трудовой договор с руководителем предприятия и примерный устав федерального государственного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
На него возложено обеспечение реализации принципов приватизации государственных и муниципальных предприятий; руководство приватизацией федеральной собственности.
Правительство РФ осуществляет разнообразные полномочия в области административно-политической деятельности. Оно призвано осуществлять меры: по защите интересов государства, по обеспечению обороны страны и государственной безопасности; по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Правительство РФ осуществляет меры по реализации внешней политики РФ. Правительство объединяет и направляет работу министерств и других подведомственных органов, не вторгаясь, однако, в сферу компетенции Президента РФ, когда речь идет об органах, подчиненных прежде всего ему, а также Правительству РФ.
Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ. Правительство же РФ обеспечивает и исполнение издаваемых им актов.
Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Но предусматривается возможность и его досрочной отставки.
Случаи и порядок его отставки установлены Конституцией РФ (ст. П7). Правительство РФ само может подать в отставку; решение о его отставке может принять Президент РФ; недоверие ему может быть выражено Государственной Думой, которая выносит по этому вопросу постановление, принимаемое большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; вопрос о доверии Правительству РФ может быть поставлен перед Государственной Думой его Председателем. При отказе в доверии Президент может принять решение об отставке Правительства РФ.
Основания для отставки Правительства в Конституции РФ не обозначены.
В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
В обеспечении нормальных условий повседневного функционирования Правительства РФ важная роль принадлежит его Аппарату. Своеобразие Аппарата в том, что он не является структурным подразделением Правительства РФ. Согласно Положению об Аппарате Правительства РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260, это государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принимаемых им решений. Значимость Аппарата подчеркивается тем, что он работает под руководством Председателя Правительства РФ, возглавляется руководителем в ранге федерального министра, назначаемым, следовательно, Президентом РФ. Руководитель обладает правовым статусом члена Правительства РФ.
В соответствии со своим назначением Аппарат выполняет различные функции, открытый перечень которых дан в Положении об Аппарате. Так, Аппарат контролирует соблюдение требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, международных договоров РФ и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве; подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства; организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства; осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума; обеспечивает взаимодействие Правительства с палатами Федерального Собрания при осуществлении законопроектной деятельности и организует участие представителей Правительства в деятельности палат Федерального собрания; обеспечивает представление интересов Правительства в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, а также организует представление интересов Правительства в судах федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и др.
На осуществление функций и полномочий Аппарата ориентирована его структура. Она включает: а) руководство в составе Руководителя Аппарата и его заместителей, б) подразделения Аппарата, в том числе департаменты, секретариаты Председателя Правительства, его заместителя и Руководителя Аппарата. В составе департаментов создаются отделы.
Структура Аппарата, его подразделений устанавливается Правительством РФ. Председатель Правительства РФ имеет помощников.
В Аппарат входят: а) сотрудники, являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими; они наделяются правами, обязанностями и несут ответственность в соответствии с нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе и Положением об Аппарате, б) работники, не являющиеся федеральными государственными гражданскими служащими; они выполняют обязанности по замещаемой должности и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ о труде на общих основаниях.
Работа Аппарата организуется в соответствии с Регламентом Правительства, Положением об Аппарате, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате, а также приказами и поручениями Руководителя Аппарата.
Аппарат не вправе издавать правовые акты в адрес федеральных органов исполнительной власти и других организаций, подведомственных Правительству. Его сотрудничество с ними основано на конкретных предписаниях правовых норм, предусмотренных правовыми актами (например, Регламентом Правительства РФ), исполнении конкретных поручений Председателя Правительства и гарантируется статусом Правительства, в том числе и властью его авторитета. Немаловажно также то, что Руководитель Аппарата является членом Правительства.
Главным органом исполнительной власти в России является правительство. Как выглядит правительство РФ в 2017 году, кто его возглавляет и входит в состав, какие полномочия есть у правительства — справка нашего сайта.
Каковы полномочия правительства РФ
Деятельность правительства Российской Федерации регламентируется Конституцией России, где, в частности, прописан и полномочия этого органа:
- разработка, сопровождение при принятии Думой и исполнение бюджета страны,
- обеспечение единой денежной, кредитной и финансовой политики,
- обеспечение единой политики в областях культуры, здравоохранения, науки, образования, соцобеспечения, экологии и т.д.,
- управление федеральной собственностью,
- обеспечение обороны и госбезопасности государства, ведение внешней политики,
- обеспечение правопорядка в стране, защита прав и свобод граждан страны,
- другие полномочия, которые налагаются на правительство законами и указами Президента.
По сути, в руках правительства находится все текущее управление страной и реализация той политики, которая проводится Президентом, а также реализация тех законов, которые принимаются в Думе и Совете Федерации.
Состав правительства РФ в 2017 году
В 2017 году состав правительства России выглядит следующим образом. Возглавляет правительство его Председатель — с 2012 года это . Его первым заместителем является И.И. Шувалов, список других заместителей премьер-министра таков:
- О.Ю. Голодец,
- А.В. Дворкович,
- Д.Н. Козак,
- В.Л. Мутко,
- Д.О. Рогозин,
- А.Г. Хлопонин,
- С.Э. Приходько — также руководит аппаратом правительства,
- Ю.П. Трутнев — также является полномочным представителем Президента на Дальнем Востоке.
Список министров правительства в 2017 году таков:
- В.А. Колокольцев — министерство внутренних дел,
- В.А. Пучков — министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,
- В.И. Скворцова — министерство здравоохранения,
- С.В. Лавров — министерство иностранных дел,
В.Р. Мединский — министерство культуры, - С.К. Шойгу — министерство обороны,
- О.Ю. Васильева — министерство образования и науки,
- Л.В. Кузнецов — министерство по делам Северного Кавказа,
- А.С. Галушка — министерство по развитию Дальнего Востока,
- С.Е. Донской — министерство природных ресурсов и экологии,
- Д.В. Мантуров — министерство промышленности и торговли,
- Н.А. Никифоров — министерство связи и массовых коммуникаций,
- А.Н. Ткачев — министерство сельского хозяйства,
- М.А. Мень — министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства,
- П.А. Колобков — министерство спорта,
- М.Ю. Соколов — министерство транспорта,
- М.А. Топилин — министерство труда и социальной защиты,
- А.Г. Силуанов — министерство финансов,
- А.В. Коновалов — министерство юстиции,
- М.С. Орешкин — министерство экономического развития,
- А.В. Новак — министерство энергетики.
Особняком стоит министр, не возглавляющий никакое министерство, ответственный за организацию работы Правительственной комиссии по координации деятельности «Открытого правительства» — М.А. Абызов.
В России высшим федеральным органом, осуществляющим исполнительную власть, является Правительство РФ. Конституция определяет порядок его действия и статус. В частности, основополагающие принципы содержатся в главе 6. Вторым нормативным актом, регулирующим деятельность органа, является федеральный Закон "О Правительстве РФ". Далее рассмотрим подробнее этот институт. В статье будет описана структура Правительства РФ, особенности его образования и характер его деятельности.
Общие сведения
Исполнительная ветвь выступает как важнейший элемент существующей в стране системы разделения властей. Она выражена в определенной системе госорганов. Они, в свою очередь, связаны друг с другом по горизонтали и вертикали. На высшей ступени этой системы находится Правительство РФ. Оно является коллегиальным органом госвласти общей компетенции. Структура Правительства РФ создана таким образом, чтобы обеспечить руководство распорядительной (административной) и исполнительной деятельностью в стране.
Место в системе госвласти
Сегодня в России установлен президентско-парламентский режим правления. В соответствии с ним образована структура Правительства РФ и определено ее место в системе власти. Ключевой фигурой государственно-политического механизма выступает Президент страны. Являясь главой в государстве, он призван обеспечивать согласованность взаимодействия и функционирования органов госвласти.
Вместе с этим Президент обладает достаточно широкими возможностями. Высший коллегиальный орган обеспечивает следование Конституции, федеральных нормативных актов и президентских указов. Правительство РФ вместе с другими структурами исполнительной власти федерального и субъектного уровня образует единую систему. Коллегиальный орган самостоятельно решает все вопросы, которые отнесены к его компетенции, координирует деятельность министерств и ведомств.
Состав и порядок образования
Структура Правительства РФ состоит из:
- Федеральных министров.
- Председателя и его заместителей.
Порядок образования коллегиального органа установлен в главе 6 Основ. Формирование Правительства РФ осуществляется Президентом с согласия Госдумы. Последняя принимает или отклоняет предложенные кандидатуры на тот или иной пост. Предложение о назначении Председателя вносится не позже 2-х недель после вступления избранного Президента либо после отставки действовавшего Правительства. В случае отклонения Госдумой кандидатуры новое представление вносится в течение недели. Рассмотрение предложения осуществляется также на протяжении 7 дней. Федеральные министры и прочие должностные лица назначаются тоже Президентом. Кандидатуры предлагает Председатель Правительства РФ. Не позже недели после своего назначения он должен предоставить предложения о системе федеральных исполнительных органов.
Особенности деятельности
Свои решения на заседаниях Правительство принимает большинством голосов. Они оформляются в виде распоряжений и постановлений. Они считаются подзаконными актами. Распоряжения и постановления издаются в соответствии и во исполнение Основ, указов Президента, федеральных предписаний. Противоречащие Конституции и прочим указанным документам акты могут быть отменены главой страны. Принятые распоряжения и постановления считаются обязательными для исполнения на территории России. Председатель Правительства РФ организует деятельность коллегиального органа. Он также определяет основные направления его работы. Такова структура Правительства РФ.
Схема работы
Коллегиальный орган осуществляет:
- Реализацию мер по защите, сохранению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью, общественного порядка.
- Создание других исполнительных структур Российской федерации и ее субъектов.
- Разработку и представление для утверждения законодательным органом проекта бюджета субъектов страны, программ социально-экономического развития.
- Обеспечение исполнения финансового плана и подготовку отчетов.
- Управление и распоряжение собственностью субъектов РФ.
- Заключение договоров с исполнительными федеральными органами.
Кроме того, в Основах установлены полномочия Правительства РФ в наиболее значимых сферах социальной жизни. К ним, в частности, относят:
Эти и другие полномочия Правительства РФ приведены в ст. 114 Основ. Однако данный список не считается исчерпывающим. Закон "О Правительстве РФ" предусматривает возможность Президента издавать указы, расширяющие компетенцию коллегиального органа. Кроме того, дополнительные задачи, возможности и обязанности вытекают из других статей Основ. Так, Положение о Правительстве РФ обязует его давать заключения по проектам законов, которые предоставляются в Госдуму касательно вопросов, перечисленных в ст. 104, ч. 3.
Регулятивная функция
Правительство РФ осуществляет управление госаппаратом. Оно не только исполняет ключевую роль в процессе его создания, но и координирует его деятельность. Являясь в первую очередь политическим институтом, Правительство РФ регулирует работу государственного аппарата через ведомства, штабы, министерства и департаменты и прочие инстанции. Коллегиальный орган в данном случае выступает как центральное звено, принимающее решения на основании поступившей информации. Постановления и распоряжения, в свою очередь, реализуются государственным аппаратом.
Исполнительная задача
Следование законам в соответствии с конституционными принципами – одна из важнейших функций Правительства РФ. В соответствии с существующим политическим режимом, коллегиальный орган наделен исполнительной властью. Ему вменено в обязанности обеспечивать должное выполнение законодательных актов, которые принимаются парламентом.
Контролирующая деятельности
Правительство РФ осуществляет надзор за законодательной работой парламента. Сегодня фактически данная работа считается самостоятельной функцией коллегиального органа. Контроль осуществляется по двум основным направлениям. В первую очередь Правительство РФ выступает в качестве основного источника законодательной инициативы. Также коллегиальный орган обладает решающим влиянием непосредственно на нормотворческий процесс. Последний является важнейшим вопросом деятельности Правительства.
Нормотворчество
Ст. 115 Конституции гласит, что Правительство РФ имеет право законодательной инициативы. Это значит, что коллегиальный орган может самостоятельно разрабатывать проекты нормативных актов и выносить их на рассмотрение Госдумой. Законопроекты Правительства считаются важнейшим звеном в правовой системе страны. Основные их формы установлены в Основах. В Конституции определено, что постановления и распоряжения Правительства должны исполняться на всей территории государства.
Кроме того, данными формами должны оформляться все решения, которые носят нормативный характер либо имеют правовое значение. Принятие постановлений осуществляется на заседаниях путем голосования (при наличии кворума). Их подписывает высшее должностное лицо органа или заместитель Председателя Правительства РФ. Вместе с этим в аппарате действует постоянный орган - Президиум. В его функции входит решение оперативных и текущих вопросов. Заседания созываются по мере необходимости. Принятые им решения оформляются постановлениями и распоряжениями Правительства. Эти акты должны соответствовать тем, которые приняты на заседаниях непосредственно самого коллегиального органа.
Ответственность
Правительство РФ наделено полномочиями и обязанностями. На нем лежит двойная ответственность: политическая – перед государством и парламентом и юридическая – за нарушения правового режима. Последняя имеет место при любой форме правления в стране. Политическая ответственность перед государством и парламентом определяется существующей сегодня системой управления в России. В качестве ее разновидности выступает обязанность надлежащего исполнения бюджета. В нормальных условиях при не утверждении парламентом отчета Правительства по реализации финансового плана влечет отставку последнего. В качестве основания для юридической ответственности выступает установленный факт правового нарушения.
Взаимоотношения с парламентом
Их можно определить как взаимозависимость и взаимодействие. Парламентом утверждается бюджет и акты по налогообложению, проекты которых разрабатывается Правительством. Они оказывают прямое влияние на финансирование, судьбу программ и планов. Деятельность Правительства включает в себя заключение договоров с зарубежными странами. Эти соглашения впоследствии ратифицирует (утверждает) парламент. В ряде случаев требуется, чтобы последний предварительно санкционировал подписание международных договоров. Акты, которые изданы коллегиальным органом либо министрами, могут утратить силу в том случае, если парламентом будет издано предписание, в котором будут установлен новый порядок по тому же предмету регулирования. Парламент принимает участие в решении вопросов, касающихся ответственности, которую несет высшее должностное лицо, заместитель Председателя Правительства РФ и федеральные министры.
В заключение
Структура Правительства РФ сегодня такова: 23 министра, 8 заместителей (в том числе одного Первого) и Председателя. В качестве последнего выступает Д. А. Медведев. В структуре Правительства действует координационная комиссия. За организацию ее работы ответственен А. М. Абызов. Оптимальное сочетание задач и непосредственно самой структуры коллегиального органа обеспечивает не только успешное функционирование его самого, но и всей системы исполнительной власти. Последнее предопределяет стабильное развитие общества и государства.
Президенту Владимиру Путину предложения по структуре нового федерального правительства.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о правительстве РФ.
Правительство Российской Федерации - высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.
Полномочия правительства
Правительство:
- организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
- руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;
- разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- управляет федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;
- проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Согласно ст. 115 конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.
В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.
Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.
О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Госдуме.
Структура правительства
Согласно ст. 112 конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые он направляет в течение недели после своего назначения на пост.
Правительство состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Госдумы. Вице-премьеры и министры кабинета назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум. В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.
Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на май 2018 года в состав кабинета входило 21 министерство, 51 федеральная служба и агентство).
Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.
Требования к кандидатам на должность члена правительства
Члены кабинета министров не могут избираться в законодательные органы федерального и регионального уровней, а также местного самоуправления. Им также запрещено замещать другие госдолжности. Кроме того, члены кабинета не имеют права заниматься предпринимательской или любой другой оплачиваемой деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующими субъектами. Исключение составляют преподавательская, научная и иная творческая работа. Однако такая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, граждан, международных и иностранных организаций.
Министрам и руководителям ведомств, а также их супругам и несовершеннолетним детям запрещено иметь счета за границей и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Также члены правительства обязаны сообщать о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта. На время своего пребывания в составе кабинета министров им предписывается передавать находящиеся в собственности ценные бумаги в доверительное управление.
В 2017 году средняя зарплата председателя правительства, его заместителей и министров составляла 693 тыс. руб.
Аппарат правительства
Аппарат правительства является госорганом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач Аппарата контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей. Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие кабинета с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судом, рассматривает обращения граждан и др.
Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров.
По данным Росстата, в конце 2017 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 414 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 227 тыс. руб.
Совещательные органы, организации при правительстве
При кабинете министров действует 80 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Координационный совет по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, Морская и Авиационная коллегии и др.
Правительство напрямую управляет деятельностью 11 организаций и учреждений. Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова и др.
Премии и награды правительства
Правительством учреждены 14 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества, а также премии всероссийских конкурсов "Лучшая муниципальная практика", "Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России" и др.
Среди правительственных наград - медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.
Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, кто войдет в состав нового правительства. Кабинет министров был представлен на встрече Медведева с президентом РФ Владимиром Путиным.
Полный список состава нового правительства РФ
Вице-премьеры
Первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. В прошлом был министром финансов.
Вице-премьер Татьяна Голикова. До этого была председателем Счетной палаты.
Вице-премьер Дмитрий Козак. В прошлом занимал должность вице-премьера и отвечал за подготовку Сочи к Олимпиаде, развитие регионов и ЖКХ.
Вице-премьер Алексей Гордеев. В прошлом занимал должность полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе.
Вице-премьер Виталий Мутко. Ранее в должности замминистра обороны курировал закупки вооружений, однако больше всего запомнился россиянам как министр спорта.
Вице-премьер Максим Акимов. В прошлом занимал должность замруководителя аппарата правительства.
Вице-премьер Юрий Борисов. В прошлом занимал должность замминистра обороны.
Вице-премьер Ольга Голодец. В прошлом была вице-премьером и курировала социальную политику.
Вице-премьер и полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Единственный из вице-премьеров прошлого правительства, кто сохранил не только должность, но и функционал.
Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко. С 2008 г. был помощником президента – начальником контрольного управления администрации президента.
Федеральные министры
Министр экономического развития Максим Орешкин. Сохранил пост.
Министр энергетики Александр Новак. Сохранил пост.
Министр транспорта Евгений Дитрих. Ранее занимал должность первого замминистра транспорта
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сохранил пост.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Ранее занимал должность председателя правления Россельхозбанка
Министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин. Ранее занимал должность губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константин Носков. Ранее занимал должность руководителя Аналитического центра при правительстве РФ.
Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Владимир Якушев. Ранее занимал должность губернатора Тюменской области.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Сохранил пост.
Министр здравоохранения Вероника Скворцова. Сохранила пост.
Министр просвещения Ольга Васильева. В прошлом правительстве занимала должность министра образования и науки.
Министр высшего образования и науки Котюков Михаил. Ранее занимал должность руководителя Федерального агентства научных организаций
Министр культуры Владимир Мединский. Сохранил пост.
Министр спорта Павел Колобков. Сохранил пост.
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Сохранил пост.
Министр иностранных дел Сергей Лавров. Сохранил пост.
Министр обороны Сергей Шойгу. Сохранил свой пост.
Министр по чрезвычайным ситуациям Евгений Зиничев. Ранее занимал должность заместителя директора Федеральной службы безопасности.
Министр юстиции Александр Коновалов. Сохранил пост.
Министр по развитию Дальнего Востока Александр Козлов. Ранее занимал должность губернатора Амурской области.
Министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарев. Ранее занимал должность заместителя начальника управления президента по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, курирующим отношения с Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией.