Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.
Виды сложных предложений в русском языке
В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.
Сложносочиненные предложения
Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.
- С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.
Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.
Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).
- С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
- С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).
Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.
Основные виды сложных предложений с подчинительной связью
Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.
Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.
Виды придаточных в СПП
Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.
Тип придаточной | Вопрос | Средство связи | Пример |
|
Определительные | Какой, который, чей, когда, что, где и др. | У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась. |
||
Изъяснительные | Падежные | Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др. | Михаил не понимал, как решить проблему. |
|
Обстоятельственные | Когда? Как долго? | Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др. | Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село. |
|
Где? Куда? Откуда? | Где, куда, откуда | Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти. |
||
Почему? Отчего? | Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др. | Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали. |
||
Следствия | Что из этого следует? | К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше. |
||
При каком условии? | Если, когда (= если), коли, раз, в случае если | Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться. |
||
Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы, | Фролов был готов на все, чтобы получить это место. |
||
Несмотря на что? Вопреки чему? | Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др. | Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации. |
||
Сравнения | Как? Подобно чему? | Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы, | Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка. |
|
Меры и степени | До какой степени? | Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько | Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе. |
|
Присоединительные | что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это | Машины все не было, отчего тревога только возрастала. |
СПП с несколькими придаточными
Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.
В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).
- С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
- С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
- С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.
Бессоюзное сложное предложение
Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.
Виды бессоюзных сложных предложений
- Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
- Части неравноправны, вторая:
- раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
- дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
- указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).
3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:
- первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
- во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).
СП с разными видами связи
Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.
Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема:
>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.
Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.
Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.
На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.
В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.
В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.
Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .
В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).
В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .
В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.
Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.
1. Выборочно-распределительная работа
І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.
ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.
ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».
Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)
2. Пунктуационно-орфографическая работа
І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.
ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.
ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.
1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).
IV. Укажите предложение с косвенной речью.
3. Выборочно-распределительная работа
I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.
1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).
ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.
4. Слушание с опорой на текст
І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.
ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.
Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!
Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители
меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.
Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.
Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.
Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.
Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)
5. Устное сочинение
Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".
Тематический словарь :
День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.
Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.
У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .
7. Домашнее задание
Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.
Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.
А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы
Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание ИллюстрацииСложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.
Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.
Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.
Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.
Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.
Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.
Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.
Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.
Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.
Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.
Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.
В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).
Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.
В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.
В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.
В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).
Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.
В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.
Например:
1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.
, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).
2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.
И . – сложносочиненное предложение (ССП).
3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.
, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).
Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.
Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.
Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).
Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.
Основные различия сводятся к следующему.
В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.
Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.
Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.
Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).
Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).
При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.
2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.
3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.
Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.
Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.
Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.
Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).
Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.
4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.
Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).
Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).
В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .
Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.
Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.
Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.
Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.
В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:
во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;
во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;
в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.
Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.
В синтаксис русского языка входят простые и сложные предложения. В простых только одна грамматическая основа (подлежащее и сказуемое), а в сложных - две и более основы. Чтобы иметь полное представление о том, что такое сложное предложение, нужно различать несколько видов этих предложений. В зависимости от того, как соединены простые предложения в составе сложного, различают следующие виды связи в сложном предложении:
- Бессоюзные
- Сложносочиненные
- Сложноподчиненные
Бессоюзные предложения
В бессоюзных сложных предложениях простые предложения соединяются между собой, как уже становится понятно из названия вида, без помощи союзов и союзных слов, а только интонацией: "Шумел камыш, деревья гнулись. Тьма стояла непроглядная: луна в эту ночь на небе так и не появилась".
Сложносочиненные предложения
Сложносочиненными предложениями в русском языке называются те, в которых соединение происходит за счет сочинительных союзов: и, а, но, да, то ли, или, либо, то есть, а именно. Сложносочиненные предложения делятся на:
- Соединительные. Их характеризует одновременность или последовательность действий или событий, причинно–следственные связи также могут выражаться в предложениях с союзами и, да, ни: "Солнце выглянуло, и настроение сразу стало лучше".
- Противительные. В них используются союзы: но, а, да, зато, однако, же, которые придают значение противопоставления и сопоставления: "Я тебя ждал, а ты не пришла".
- Разделительные. Союзы либо, или, то…то и др. указывают на несовместимость описываемых событий, на их чередование: "То солнце светит, то дождь идет".
Сложноподчиненныепредложения
Простые предложения в составе сложноподчиненного соединяются с помощью союзов и союзных слов: когда, где, что, так, как и т. д. Такие предложения также подразделяются на виды в зависимости от смысла придаточных частей. Так, придаточные части сложноподчиненных предложений могут быть:
- Изъяснительные. Придаточные предложения отвечают на все падежные вопросы. Здесь используются союзы и союзные слова: кто, что, когда, откуда, зачем, когда, почему и т. д.: "Он не знал, когда она придет".
- Определительные. Отвечают на вопрос: какой?, союзы и союзные слова: как, что, чтобы, если, куда, каков, чей: "Она была такой красивой, каких он еще не видывал".
- Придаточные места. Вопросы: где? куда? откуда?, союзные слова: где, куда, откуда: "Мы пойдем с вами туда, куда вы еще не ходили".
- Придаточные времени. Вопросы: когда? как долго? с каких пор? и т. д., союзы и союзные слова: пока, до тех пор как, покуда, в то время как и т.д. Союзное слово: когда: "Она придет тогда, когда ей захочется".
- Придаточные цели. Вопрос: с какой целью? зачем? Союзы: затем, чтобы, дабы и т. д.: "Мы пришили, чтобы узнать правду".
- Придаточные условия. Вопрос: при каком условии? Союзы: если бы, кабы, только бы: "Мы поедем за грибами, если завтра не будет дождя".
- Придаточные причины. Вопросы: почему? отчего? по какой причине? Союзы: потому что, поскольку, оттого, в связи с тем, в силу того что, что, и т. д.: Он был грустным, так как провалил экзамен.
- Придаточные уступительные. Вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Союзы и союзные слова: хотя, несмотря на то, что, пускай, сколько ни и т. д.: "Мы бегали по улице, несмотря на то что шел дождь".
- Сравнительные. Вопрос: как? Союзы: как, словно, как будто и т. д.: "Цветок был таким красивым, будто само солнце напоило его красками".
Все эти перечисленные виды сложных предложений сложны только на первый взгляд. Стоит только начать самостоятельно производить синтаксический разбор сложных предложений, как вам сразу все станет понятным и, возможно, даже интересным.
Сложное предложение – это структурное, смысловое и инто-национное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому предложению. Сложное предложение явля-ется особой синтаксической единицей коммуникативного уровня, отличной от простого предложения, имеющей более сложное стро-ение и содержание и состоящей из предикативных частей, подоб-ных по структуре простому предложению, но не имеющих смысло-вой, функциональной и интонационной самостоятельности.
Сложное предложение характеризуется следующими признаками:
· полипредикативность, т.е. наличие двух и более предикативных частей, связанных синтаксической связью,
· полисобытийность или полипропозитивность (в отличие от про-стого предложения, сложное предложение сообщает нам не об од-ной отдельной пропозиции (ситуации), а о нескольких пропозициях и об отношениях между ними: ),
· смысловая завершённость,
· интонационная законченность,
· структурная схема.
Единство и цельность сложного предложения создаются раз-личными средствами связи, к которым относятся:
· Интонация :части сложного предложения не обладаютинтонационной законченностью, являющейся одним из основ-ных признаков предложения как коммуникативной единицы (этот признак присущ сложному предложению в целом): Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (перед союзом и голосповышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части слож-ного предложения);
· Союзы или союзные слова : Сын молча взял цеп, и работа по-шла в четыре цепа; Куда конь с копытом, туда и рак с клешней ;
· Лексический состав :в той или иной части сложного пред-ложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятель-
ность: Одно было несомненно: назад он не вернется (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно);
· Синтаксическое строение частей(неполнота одной из ча-стей, структурный параллелизм частей): Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (первая частьнуждается в распространении); Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только объем и говорили (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);
· Порядок частей :некоторые типы сложного предложениядопускают только один определенный порядок следования частей:
Веревка была длиною почти во всю комнату, так, что один толь-ко противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (перестановка частей невозможна);
· Сотношение форм глаголов-сказуемых: Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая всех собрав-
шихся (значение одновременности передается формами несовер-шенного вида);
По характеру средств связи между предикативными частями сложные предложения делятся на два типа: союзные и бессоюзные.
· союзных связь осуществляется при помощи сочинительных или подчинительных союзов или союзных слов. В бессоюзных предло-жениях, ввиду отсутствия союзов, на первый план выдвигается ин-тонация как средство связи между предикативными частями.
Союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые. Сложносочинёнными называются предложе-ния, предикативные части которых равноправны в смысловом от-ношении и связываются между собой сочинительными союзами: И было душно в ущелье тёмном и пахло гнилью .
Сложносочинённые предложения имеют следующие струк-турно-семантические типы. В науке описаны несколько структурно семантических типов сложносочинённого предложения. Выделя-ются несколько структурно-семантических типов ССП, о которых ниже пойдёт речь.
ССП с соединительными союзами и, да, ни (повторяющийся),
которые связывают обычно однородные предикативные части и выражают при этом соединительные отношения со значением од-новременности действий, состояний, явлений или их временной
последовательности: На солнцепёке было совсем тепло и пахло землёй. Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле .
Соединительные отношения могут осложняться распростра-нительным значением. При этом во второй предикативной части используются местоимение это , с помощью которого распростра-няется смысл первой предикативной части: Все кругом говорили о любви, и это раздражало Веру Петровну .
Значительно реже в ССП с союзом и могут наблюдаться условно-следственные, причинно-следственные и противительно-уступительные отношения. Условно-следственные отношения вы-ражаются с помощью союза и и глагола-сказуемого в форме услов-
ного наклонения: Пришла бы ты вовремя, и мы не опоздали бы на поезд .Причинно-следственные отношения выражаются с помощьюсоюза и и наречий потому, поэтому, оттого или вводных слов
значит, следовательно : Лётчик Федосеев смотрел на меня строго, и потому я не мог ослушаться. Река занесена снегом, и значит можно свободно перейти на другой берег .Противительно-
уступительные отношения выражаются сочетанием союза и с частицами все-таки, все же, тем не менее : У неё много работы, и все-таки она всё успевает делать .
Редко в литературном языке употребляется ССП с союзом да . Обычно такие предложения имеют разговорно-бытовой оттенок:
Только кукушка в дали куковала, да как безумная галка кричала. Союз да выражает временные отношения .
Иногда используется соединительный повторяющийся союз ни-ни ,связывающий отрицательные предикативные части и усили-
вающий при этом отрицание: Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели .
ССП с соединительными союзами могут иметь как гибкую, так и не гибкую структуру, как открытую так и закрытую структу-ру.
ССП с противительными союзами (а, но, однако, зато, же и
др.) выражают отношения противопоставления или сопоставления явлений, их несоответствие. Эти предложения состоят не более чем из двух предикативных частей и имеют закрытую структуру. Са-мый распространённый вид ССП с противительным союзом – это ССП с союзом а . Этот союз называется сопоставительным, так как
· его помощью в ССП сопоставляются предметы или лица по их
свойствам и действиям: На берегу горели два костра, а в море ни-кого не было. Лёнька задремал, а дед Архип не мог уснуть .
Союз но выражает противопоставление тому, о чём говорится в первой части предложения: Солнце село, но в лесу ещё светло .
Союз но выражает противительно-ограничительное значение, а именно: во второй части предложения называется действие, пре-пятствующее действию, названному в первой части: Мне очень хо-
телось посмотреть охоту на перепелов, но мать не пускала .
Союз зато , помимо общего значения противопоставления, содержит добавочный смысловой оттенок возмещения: Ржавеют в арсеналах пушки, зато сверкают кивера .Такое же значение с от-
тенком усиления содержит сочетание союзов но зато .
Союз же , соотносительно с частицей же совмещает в себе значения противопоставления и усиления: Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал .Союз же рас-
полагается не между предикативными частями, а в составе второй предикативной части.
Иногда в ССП с противительными отношениями использует-ся союз да в значении союза но . Этот союз придаёт высказыванию оттенок разговорной речи: Близок локоть, да не укусишь .
Союз однако имеет добавочный смысловой оттенок вводного слова, если стоит не в начале второй части: Канонада стала слабее,
однако трескотня ружей слышалась всё чаще и чаще. Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный .
Обычно ССП с противительными союзами имеют негибкую и закрытую структуру.
ССП с разделительными союзами (или, либо, ли… ли, то… то и др.)указывают на взаимоисключение явлений,на их чередо-вание, на неопределённость их восприятия: Пусть перебирается в деревню, или я переберусь отсюда. То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит во-лосы тёплая рука .
ССП с разделительными союзами обычно имеют гибкую и открытую структуру.
Значительно реже встречаются ССП с присоединительными, градационными и отождествительными союзами. Эти предложения имеют негибкую и закрытую структуру.
ССП с присоединительными союзами (да и, и, да и др.)выражают присоединительные отношения, при которых содержание второй части сложного предложения представляет собой дополни-тельное сообщение или добавочное замечание, связанное с содержанием первой части: Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце моё загрубело .Иногда к союзу присоединяется место-именные наречия притом, потому , служащие выражению уточнению какой-либо мысли: В один день можно было многое сделать, и при том время бежало незаметно .
ССП с градационными союзами (не столько… сколько, не то чтобы… но )выражают отношение одновременного существованиядвух однородных явлений, второе из которых имеет большую значимость: Он не столько болел, сколько вся душа его пыталась найти себя в этом мире .Градационные союзы являются двойны-ми, то есть части союзов располагаются одновременно в обеих предикативных частях сложного предложения.
ССП с отождествительными союзами (и, тоже, также )
выражают отношения одновременного существования тождественных или близких явлений: Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе .Отождествительный союз располага-ется внутри второй предикативной части.