Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Вид урока. Личностно-ориентированный урок
Цели урока:
– углубить знания учащихся о СПП;
– учить распознавать придаточные предложения места и времени, отличать их от других придаточных;
– определять место придаточных места и времени в сложноподчиненном предложении;
– совершенствовать навыки построения и употребления в речи сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными места и времени;
– совершенствовать навык постановки знаков препинания в СПП;
– способствовать развитию кругозора, интереса и любви к Крыму.
Оборудование. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения/В.Голобородько и др., 2006; плакат «Цели урока»; фотографии Ливадийского дворца; раздаточный материал (приложение)
Ход урока
I. Организационный этап
II. Мобилизующий этап
Чтение учителем отрывка из стихотворения В.В. Маяковского «Небесный чердак»:
В путь,
в зной
крутизной!
Туда,
где горизонта черта,
где зубы
гор
из небесного рта,
туда,
в конец,
к небесам на чердак,
на -
Чатырдаг.
– Подумайте, какое предложение использовала автор? Как это может быть связано с темой сегодняшнего урока? Что нового мы должны узнать?
III. Осмысление учениками темы урока
– Итак, тема нашего урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени».
(Запись на доске и в тетради)
– Посмотрите еще раз на тему урока. Что вы уже знаете? А что должны узнать нового?
На этом этапе учащиеся вспоминают, что такое предложение, какое предложение называют сложноподчиненным, что такое главное и придаточное предложения, виды придаточных.
IV. Cамостоятельное формулирование целей урока
– Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить.
Можно использовать плакат со следующим текстом:
Цели урока:
учиться находить …;
узнать способы связи …;
закрепить умения ставить...;
учиться правильно употреблять ….
– А кроме этого, мы еще сегодня убедимся, что такие предложения часто использовали разные писатели и поэты, говоря о Крыме. Я думаю, что это поможет вам еще больше узнать о родном крае, и, возможно, еще больше полюбить его, потому что его так любили и ценили творческие люди, люди с тонко чувствующей душой.
Не случайно в начале нашего урока прозвучало четверостишие о Брюсове, потому что в этом году исполняется 140 лет со дня рождения этого замечательного русского поэта (данные на 13 декабря 2013 года), о котором вы подробно будете говорить в 11 классе. Он бывал у нас в Крыму, поэтому мы начали наш урок с упоминания о нем.
V. Изучение нового материала
– А начать изучение нового материала я предлагаю вам со слов известного писателя XIX века Евгения Маркова:
«Когда переносишься на Южный берег Крыма, ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя. Взгляд невольно устремляется туда, где синее море сливается с небом. Деревеньки – игрушки словно уронил кто-то туда, где торжествует хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, душа твоя томится по нему, как по потерянному раю. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его".
(Текст у каждого ученика в виде раздаточного материала)
Задания к тексту
- Подберите заголовок.
- Определите стиль данного текста, докажите.
- Найдите в тексте орфограммы, которые кажутся вам наиболее трудными и объясните написание слов с этими орфограммами.
- Найдите в тексте трудные для вас пунктограммы, объясните постановку знаков препинания.
- Найдите сложноподчиненные предложения. Задайте вопросы к придаточным. Попробуйте определить их вид. Всегда ли вы можете это сделать?
Слово учителя.
Сегодня мы встретились с новым для вас видом придаточных предложений: места и времени, узнали некоторые вопросы, на которые они отвечают и некоторые союзы и союзные слова, которые могут присоединять их к главному предложению. Полные сведения об этих придаточных мы узнаем с помощью учебника (или с помощью теоретического материала на листочках):
(Раздаточный материал у каждого на парте)
Работа в парах по инструкции:
– внимательно прочитай теоретический материал по теме урока;
– продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;
– объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;
– задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;
– выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.
VI. Субъективизация при осмыслении нового материала
Беседа по вопросам:
– Что из услышанного сегодня вы знали, а что нет?
– Что из услышанного осталось непонятным?
– Как вы думаете, почему?
VII. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1. Дифференцированное задание
1 . По новому материалу составить несколько тестовых заданий с вариантами ответов (12 баллов).
2 . Составить план «Новый материал сегодняшнего урока» (8 баллов).
3. Составить план « Новый материал сегодняшнего урока», подобрать свои примеры к каждому пункту (10 баллов).
2. Задание по вариантам. Цифровой диктант.
1-ый вариант записывает номера сложноподчиненных предложений с придаточными времени, а 2-ой – с придаточными места.
Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме.
1. Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов).
2. Когда уйду, пускай с лугов России
Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») .
3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда,
Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида»)
4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры»)
5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров,
Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»).
6. А туда, на берег моря,
Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»).
7. А признаюсь, когда мы там
Ползли, как мухи, по скалам,
То мне немного было жутко:
Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К.
8.
Где был заветный лес Дианы,
Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ»)
9. …И дум порывы
Невольно к вам я устремлял,
Когда под лавры и оливы
Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»).
10. Тогда лишь становится город героем,
Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце»)
Ключ:
1 вариант – 2, 5, 7, 9, 10
2 вариант – 1, 3, 4, 6, 8
3. Соедините главные и придаточные предложения. Составьте схемы.
(это задание выполняется у доски)
1. 200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там
2. Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас
3. Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца
1. блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
2. откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.
3. они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
Ответы
200 млн. лет назад громадный океана Тетис шумел там, откуда сейчас Черное море просматривается на 135 километров.
Карстование Ай-Петри продолжается и сейчас, когда дождевые и талые воды просачиваются по трещинам и растворяют известняк.
Скальные ящерицы особенно красивы при свете солнца, когда, блестя разноцветной чешуей, они изящно ползают по склонам Ай-Петри.
Составленные предложения взяты из лирического путеводителя Владлена Авинды. Настоящее имя ялтинского писателя Владлен Петрович Гончаров - лауреат Государственной премии АРК, автор замечательных книг о Крыме.
4. Продолжите сложноподчиненные предложения. Укажите вид придаточного предложения
.Когда последний урок закончился,…
Как только мы приехали в Севастополь,…
Мы возвратились туда,…
5. Творческое задание.
Слово учителя (демонстрируются фотографии) .
Кто из вас бывал в Ливадийском дворце? Много ли вы знаете о нем? Посмотрите на фотографии, вспомните это удивительное место. Пусть наше следующее задание поможет вам не только повторить новый материал, но и еще раз вспомнить об одной из крымских достопримечательностей.
Задание. Составить небольшой рассказ на тему «Ливадийский дворец», используя сложноподчиненные предложения . Указать вид придаточных. .
Можно использовать образцы:
Многочисленные экскурсии отправляются туда, где …
С тех пор как в Ливадии построен роскошный белокаменный дворец, …
… , где находилась резиденция императорской семьи.
…, откуда можно выйти в один из лучших парков Южного берега Крыма.
VIII. Рефлексивный этап урока
2- 3 человека выступают с кратким эссе на тему «Что мы сегодня узнали, что было интересным на уроке».
2- 3 человека высказывают мнение о том, что получилось и не получилось у них, что и почему осталось непонятным.
IХ. Домашнее задание.
1) Теоретический материал выучить (стр. 80 и 81) .
2) Упражнение 104
Или
Составить небольшой рассказ на тему «Крым в моей жизни», используя СПП.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал.
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор ? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:
С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем
При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда , придаточная присоединяется союзным словом когда , стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:
Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов - придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.
Сложноподчиненные предложения с придаточными места
Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда , выступающие в синтаксической функции обстоятельств:
А там, где еще вчера сияло солнце, царил осенний туман .
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например:
Он пошёл, куда ему захотелось , - в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:
Где тонко, там и рвется.
Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.
В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений:
Времени,
Причины,
Следствия,
Условия,
Уступки,
Сравнения,
Образа действия,
Меры и степени.
· Сложноподчиненные предложения с придаточными времени .Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении.Придаточное времени относится ко всей главной части, отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.Например: С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий. (М. Ю. Лермонтов) Когда граф вернулся, Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать. (Л. Толстой) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботах суетного света он малодушно погружён. (А. Пушкин)
В главном предложении могут быть слова со значением времени, указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза то. Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом.
Например: Я сижу до тех пор, пока не начинаю чувствовать голод. (Д. Хармс) Когда зимой ешь свежие огурцы, то во рту пахнет весной (А. Чехов) Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда, когда даёт его в переносном значении (С. Маршак) Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов)
От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в сложноподчинённых предложениях с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения.
Например, предложения Дождь идет, с тех пор как мы вернулись и Дождь идет с тех пор, как мы вернулись имеют в своем составе один и тот же союз с тех пор как.
В научной литературе представлена также точка зрения, согласно которой при расчленении союза запятой он распадается на две части, первая часть входит в состав главного предложения как соотносительное слово, а вторая выполняет роль союза. Тип придаточного при этом может измениться.
Например, предложение Это произошло в то время, когда никого не было в этом случае должно интерпретироваться не как сложноподчинённое предложение с придаточным времени, а как сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в сложноподчинённом предложении времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части.
Существуют лишь два случая, когда положение придаточной части фиксированное.
1) использован союз как, как вдруг, выражающий отношение внезапности, неожиданности между ситуациями, названными в главной и придаточной частях. Придаточная часть стоит после главной.
Например: Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох (А. С. Пушкин);
2) использован двукомпонентный (двойной) союз когда - тогда, лишь только - как, когда - то и др. Второй компонент этих союзов помещается в главную часть и может быть опущен; придаточная часть располагается перед главной.
Например: Едва я накинул бурку, как повалил снег (М. Ю. Лермонтов).
Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда.
Например: Я видел Ялту в том году, когда (= в котором) её покинул Чехов. (С. Маршак) (придаточное определительное).
Корчагин неоднократно спрашивал меня, когда он может выписаться. (Н. Островский) (придаточное изъяснительное).
·Сложноподчиненные предложения с придаточными места
Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в сложноподчинённом предложении с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств.
Например: Он писал всюду, где заставала его жажда писать. (К. Паустовский) Куда река пошла, там и русло будет. (Пословица) А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота (К. Г. Паустовский). Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, поднялся орёл. (М. Пришвин) Я оттуда приехал, где люди тверды, как гранит. (И. Уткин)
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию.
Например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. При изменении порядка следования частей сложноподчинённого предложения с придаточным места усиливается внимание к содержанию придаточной части. Обычно это наблюдается в пословицах, поговорках, афоризмах, а также в поэтических текстах.
Например: Где тонко, там и рвется. Где вода, там и верба. Где тонко, там и рвётся. Где труд, там и счастье.
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
Сравните: И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой. (А. Пушкин) - (придаточное определительное).
Я стал припоминать, куда ходил в течение дня (И. Тургенев) (придаточное изъяснительное).
·Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении.
Придаточные причины относятся ко всей главной части, имеют значение причины, отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?,относятся ко всему главному предложению и присоединяются к главной союзами потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что и подобными.
Например: Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны (А. П. Чехов). Посылаю ей все слёзы в подарок, потому что не дожить мне до свадьбы. (И. Бродский) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. (Л. Т.) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (А. Куприн)
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения.
Например: Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин)
Придаточное причины обычно располагается после главной части, однако при использовании двукомпонентного союза придаточная часть может стоять до главной, в которую помещается второй компонент этого союза:
Например: Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда! (М. А. Булгаков)
· Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия
Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения. Придаточное следствия относится ко всей главной части, имеет значение следствия, вывода, присоединяется к главной части союзом так что и всегда находится после главной части. Придаточное следствия отвечает на вопрос что произошло вследствие этого?
Например: Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. Зной всё увеличивался, так что становилось тяжело дышать. (Д. Мамин-Сибиряк); Снег всё становился белее и ярче, так что ломило глаза. (М. Лермонтов)
Не относятся к сложноподчинённым предложениям с придаточным следствия предложения, в главной части который есть наречие так, а в придаточной - союз что: За лето он вырос так, что стал выше всех в классе; это СПП с придаточным меры и степени.
Не относятся к рассматриваемой группе и предложения, части которых соединены сочинительной или бессоюзной связью и во второй части которых представлены наречия потому и поэтому.
Например: Была хорошая погода, и потому мы отправились на озеро (ССП); Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти (БСП).
·Сложноподчиненные предложения с придаточными условия
Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное условия относится ко всей главной части, имеет значение условия, отвечает на вопрос при каком условии? и присоединяется к главной с помощью подчинительных союзов если, когда (в значении союза если), коли, коль скоро, раз, в случае если и др.
Например: Лицо его казалось бы совсем молодым, если бы не грубые ефрейторские складки, пересекавшие щеки и шею (И. Ильф и Е. Петров). А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят! (К. Паустовский) Коль ты старый человек, дядей будешь нам навек. (А. Пушкин)
Придаточные условия способны занимать любое положение по отношению к главной части.
В оформлении условной связи могут участвовать двухкомпонентные союзы: если - то, если - так, если - тогда, причем все они могут быть заменены простым союзом если (то есть вторая их часть не является обязательной). В этом случае придаточная часть стоит перед главной.
Например: Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город (А. П. Чехов).
Иногда сказуемые в обеих частях сложноподчинённого предложения выражаются глаголами в форме сослагательного (условного) наклонения (в придаточной части к союзу добавляется частица бы).
Например: Если бы я увидел хоть единственный огонёк где-нибудь вдалеке, я бы, конечно, немедленно остановился. (П. Павленко)
·Сложноподчиненные предложения с придаточными цели
Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Придаточное цели относится ко всей главной части, имеет значение цели, отвечает на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяется к главной части союзами чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только.
Например: Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться (М. Ю. Лермонтов). Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки. (А. Пушкин) Я разбудил Пашку, чтобы он не свалился с дрог. (А. Чехов) Он употребил всё своё красноречие, дабы отвратить Акулину от её намерения. (А. Пушкин) Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить, но и быть любимым. (К. Паустовский)
В этих сложноподчинённых предложениях иногда употребляется указательное слово затем.
Например: Я приехал затем, чтобы объясниться.
Союзы, употребляющиеся в сложноподчинённом предложении с придаточными цели, часто бывают разделены запятой. При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения.
Например: Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие (Н. В. Гоголь). Я упоминаю об этом исключительно для того, чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна. (К. Паустовский)
Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы.
Например: Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) (придаточное изъяснительное).
Время посадки было рассчитано так, чтобы к месту высадки попасть на рассвете. (Д. Фурманов) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).
· Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными
В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину.
Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему:
1) союзами хотя, хотя... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др.
2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) и др.
Например: На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб) - средство связи - союз хотя.
Каковы бы ни были чувства, обуревавшие Бомзе, лица его не покидало выражение врожденного благородства (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово каковы, входящее в состав сказуемого.
Сколько Иван ни прибавлял шагу, расстояние между преследуемыми и им ничуть не сокращалось (М. А. Булгаков) - средство связи - союзное слово сколько, являющееся обстоятельством.
Союз может быть двукомпонентным со второй частью но, да, однако; эти компоненты могут быть использованы и при употреблении союзных слов.
Например: Как ни странно, но вид бумажек немного успокоил председателя (И. Ильф и Е. Петров).
И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать (А. С. Пушкин).
·Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения
Придаточное сравнения распространяет всю главную часть. Содержание главной части сравнивается с содержанием придаточной. От главной части к придаточной можно поставить вопросы как? как что? подобно чему? Придаточное присоединяется сравнительными союзами как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы:
Например: Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы. (Л. Н. Толстой)
Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь. (А. Н. Толстой)
Роллинг сотрясся, поднялся с кресла, трубка вывалилась у него изо рта, лиловые губы искривились, точно он хотел и не мог произнести какое-то слово (А. Н. Толстой).
В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным может использоваться указательное слово так, которое, однако, не является обязательным: Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.
Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения.
Например: Существование его заключено в эту тесную программу, как яйцо в скорлупу. (А. Чехов)
О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.
Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.
Необходимо разграничивать придаточное сравнительное и сравнительный оборот. В придаточном сравнительном присутствует сказуемое или второстепенные члены группы сказуемого, то есть зависимые от сказуемого слова. В сравнительном обороте группа сказуемого не представлена:
«Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница (И. Ильф и Е. Петров) - сравнительный оборот, обстоятельство.
Близки к сложноподчинённым предложениям с придаточными сравнения сложноподчинённые предложения с придаточными сопоставительными, в которых одна часть сопоставляется с другой и вторая присоединяется к первой при помощи союза чем - тем; в обеих частях такого предложения представлены сравнительные степени прилагательного или наречия.
Например: И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку (В. Набоков).
В этих предложениях главной частью считается вторая часть, содержащая компонент союза тем.
Особую группу внутри сложноподчинённых предложений со сравнительными придаточными образуют такие, которые относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней - к форме сравнительной степени прилагательного или наречия или к словам иной, другой, по-иному, по-другому, иначе. Придаточная часть присоединяется к главной с помощью союзов чем, нежели. Отношения между частями - сравнительные или сопоставительные.
Например: Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу (М. Горький).
· Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия
Придаточные образа действия характеризуют способ совершения действия и отвечают на вопросы как? каким образом? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия, относятся к одному слову в главной части - указательному местоименному наречию так или сочетанию таким образом (иногда они бывают опущены) и присоединяются к главной части союзным словом как.
Например: Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно (А. Н. Толстой)
Придаточные образа действия располагаются за главной частью.
·Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени
Придаточные меры и степени обозначают меру или степень того, что можно измерить с точки зрения количества, качества, интенсивности. Они отвечают на вопрос до какой степени? и присоединяются к главной части союзами что, чтобы, как, словно, будто и др. или союзными словами сколько, насколько.
Придаточные с союзами что, чтобы относятся к словам так, такой, настолько, столь и оборотам до такой степени, в такой мере и имеют дополнительное значение следствия.
Например: Руки его дрожали до такой степени, что он был не в состоянии расстегнуть пальто. (А. Чехов) В русской земле столько прелести, что всем художникам хватит на тысячи лет. (К. Паустовский) Он стоял на такой высоте, что люди снизу должны были смотреть на него, закинув головы. (Д. Мережковский) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза (М. Булгаков).
Отдельную группу среди сложноподчинённых предложений с придаточными меры и степени составляют такие, в которых придаточная часть присоединяется к словам столько, настолько с помощью союзных слов сколько, насколько. В этих предложениях выражается только значение меры и степени и отсутствует дополнительный оттенок следствия.
Например: Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.
Придаточные меры и степени могут иметь дополнительный оттенок сравнения; в этом случае они присоединяются сравнительными союзами.
Например: Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту (И. Ильф и Е. Петров).
О сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными мы говорили ранее, когда разбирали виды придаточных в сложноподчинённом предложении.
Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места
Цель урока: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Задачи:
Уметь находить СПП с придаточными места, схематически их изображать;
Развивать внимание, способность развития связной речи;
Воспитание положительного отношения к изучению русского языка.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
Расставить ударения в словах, написанных на доске: договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
(Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.)
Слова, которые привыкли произносить неверно, надо занести в рабочий словарь в раздел «Говори правильно».
II. Проверка домашнего задания
1. Вопросы на закрепление теории:
На какие вопросы отвечают придаточные степени? Приведите примеры.
(Как? В какой степени? Насколько?)
На какие вопросы отвечают придаточные образа действия? Приведите примеры.
(Как? Каким образом?)
Как различить однозначные и многозначные придаточные степени и образа действия? (Однозначные присоединяются союзными словами как, сколько, насколько; многозначные – союзами что, чтобы, как будто, точно, словно и т.п.)
В каком стиле речи и с какой целью чаще всего используются СПП с придаточными степени, имеющие добавочное значение сравнения? (В художественном стиле для создания ярких образов.)
2. Выборочная проверка упражнения 124.
В классе можно обсудить, предположим, три вопроса, касающихся сложностей упражнения (ученики должны выбрать наиболее трудные, по их мнению, вопросы), после чего тетради собираются для проверки учителем. Таким образом, достигается умение ранжировать материал по степени сложности.
III. Изучение СПП с придаточными места
1. Слово учителя.
Определение этого вида придаточных предложений обычно не вызывает затруднений. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложно бывает определить вид придаточных, у которых совпадают средства прикрепления к главному предложению.
2. Разбор предложений.
Определить вид придаточного, сделать схему:
1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н. Толстой)
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «там» в главном предложении. […там], (где…).
2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. , (где…).
3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)
Придаточное места раскрывает содержание «туда» в главном предложении. […туда], (где…).
4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица).
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (куда…).
5) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.
Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении. [.., (откуда…),..].
6) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.
Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства «туда» в главном предложении. […туда], (откуда…).
3. Работа с учебником.
Устно выполним упражнение 126.
4. Творческое задание: сочинение-миниатюра.
Опишите с помощью СПП с придаточными места географическое положение своего города.
VI. Домашнее задание
§14, упр. 129.
1. Вопросы: придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?
2. Средства связи: придаточные места прикрепляются к главному предложению союзными словами : где, куда, откуда . В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др.
3. Место в предложении: придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще - после главного предложения.
Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой).
[ указ. слово], (где - союз. слово).
[Куда?] Куда иголка , туда и нитка (пословица).
(куда - союз. слово), [указ. слово ].
Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой).
[ указ. слово], (откуда - союз. слово).
Обратите внимание!
1) Где, куда, откуда не могут быть союзами. Это всегда союзные слова.
2) Эти союзные слова (где, куда, откуда ) могут использоваться в придаточных определительных и дополнительных. Средством разграничения типов придаточных является вопрос, а также синтаксическая функция указательных слов в главном предложении.
Ср.: Он едет туда [куда?], где никто не бывал - придаточное места; Он приехал в тот город [какой?], где никогда не бывал - придаточное определительное; Я не знаю [чего?], где буду ночевать - придаточное изъяснительное.
2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении
2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению