Порядок уплаты НДФЛ обособленными подразделениями достаточно точно урегулирован пунктом 7 статьи 226 Налогового Кодекса РФ. Согласно указанному пункту, налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, то есть по месту учета налогового агента в налоговом органе. Однако при исчислении и уплате налогов возможно совершение ошибок, например, перечисление налога не по месту учета обособленного подразделения, а по месту учета головной организации. В этом случае у бухгалтера возникает вопрос – правомерно ли начисления пеней, если НДФЛ уплачен подобным образом?
С одной стороны, можно считать, что обязанность по уплате налога исполнена, а с другой, что исполнена ненадлежащим образом. Однако вопрос о взаимосвязи между начислением пеней и распределением сумм налоговых сборов между бюджетами головной компании и обособленного подразделения налоговым законодательством не урегулирован. Ответ на этот вопрос был дан Федеральной налоговой службой в письме от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@. Давайте рассмотрим.
Понятие обособленного подразделения установлено статьей 11 НК РФ.
Это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца. Причем, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Налогоплательщики - российские организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных ими на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Постановка на учет осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, направляемых этой организацией по форме N С-09-3-1 (утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения.
Отметим, что исполнение организацией обязанности по сообщению о создании обособленного подразделения не ставится в зависимость от наличия у этого обособленного подразделения отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.
Также у налогового агента-организации существует обязанность по представлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ (п.2 ст. 230 НК РФ).
Эти сведения о доходах работников обособленного подразделения должны быть предоставлены в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения, в который производится перечисление НДФЛ с доходов этих работников. Данная позиция обосновывается тем, что налоговые агенты должны представлять сведения о доходах физических лиц в налоговый орган в таком же порядке, в каком производится уплата самого налога (Письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Аналогичной позиции придерживаются и налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 20-15/016463@).
Таким образом, головная организация должна перечислять сумму налога, удержанного с заработной платы и иных доходов физических лиц, полученных за работу в обособленном подразделении, по месту нахождения такого подразделения.
Статья 75 НК РФ не содержит положений, предусматривающих зависимость начисления пеней от порядка распределения сумм налогов между бюджетами разных уровней. Поэтому в случае уплаты налога на доходы физических лиц не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации о нарушении сроков уплаты налога речь не идет.
Придерживаются данной точки зрения и суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении указал, что что поскольку сумма налога перечислена по местонахождению головной организации полностью, повторная уплата налога налоговым агентом за счет собственных средств по месту учета обособленного подразделения противоречит пункту 9 статьи 226 НК РФ. Начисление пеней возможно только в случае, если у налогоплательщика имеется фактическая задолженность перед бюджетом. В данном случае начисление пеней неправомерно (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2011 по делу N А56-94715/2009). Подтверждение также можно найти и в Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2008 по делу N А40-48736/07-114-270, Постановлении ФАС Московского округа от 17.01.2011 по делу N А40-4800/10-115-55 и других (Письмо от 07 апреля 2015 года № N БС-4-11/5717@).
Еще в 2007 году УФНС по г. Москве указало, что производить уплату налога централизованно, одним платежным поручением по месту нахождения головной организации как за работников головного офиса, так и за работников обособленного подразделения нельзя (Письмо УФНС по г. Москве от 05.06.2007 N 28-11/052734).
Однако из данного правила есть исключение, речь идет о нахождении нескольких обособленных подразделений организации в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам. В этом случае, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно (п.4 ст. 83 НК РФ).
В этом случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании должен быть перечислен в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174).
Обращаем Ваше внимание, что возможность уплаты НДФЛ и предоставления отчетности за обособленные подразделения, находящиеся в том же муниципальном, что и головной офис, контролирующими органами не опровергается, но и не подтверждается (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-04-06/3-17). Следовательно, можно сказать, что в уведомлении о выборе налогового органа организация может указать и налоговый орган головного офиса. При этом суммы НДФЛ с работников обособленного подразделения, уплаченные в бюджет по месту нахождения головной организации, при условии, что налог зачисляется в один и тот же бюджет, не могут рассматриваться как налоговая недоимка (письмо ФНС от 31.10.2005 N 04-1-02/844).
Законодательно закреплено обязательство налоговых агентов составлять 6-НДФЛ по обособленным подразделениям. Форма подается в контролирующий орган с поквартальной периодичностью. Шаблон документа закреплен Приказом, изданным ФНС 14.10.2015 г., № ММВ-7-11/450. Особенность бланка в том, что он отображает накопленные с начала годы величины доходов и удержаний из них не по отдельно взятому человеку, а сразу по всем наемным работникам и другим физическим лицам, по отношению к которым отчитывающееся предприятие является налоговым агентом.
Отчетность обособленных подразделений
Организация учета на объектах, признаваемыми обособленными подразделениями налогового агента, сопровождается необходимостью содержания отдельного штата бухгалтерских работников в таких структурах. Потребность в привлечении дополнительных специалистов обусловлена требованиями по самостоятельному начислению зарплаты обособленными подразделениями и подготовке отчетных данных.
По головной организации и каждой обособленной структуре заполняется ежеквартальный Расчет по подоходному налогу. Куда сдавать 6-НДФЛ по обособленному подразделению – отчетная форма должна быть направлена в два адреса:
- в налоговый орган, к которому относится головная структура;
- в отделение ФНС, обслуживающее обособленное подразделение (основание – налог перечисляется с привязкой к месту нахождения агента).
При заполнении бланка Расчета должны быть учтены суммы доходных поступлений и налогов по ним в отношении наемного персонала подразделения и лиц, сотрудничество с которыми основывается на соглашениях ГПХ. Правило закреплено п.2 ст. 230 НК РФ. Для крупнейших налоговых агентов предусмотрен особый порядок сдачи 6-НДФЛ. Таким организациям предоставлены полномочия самостоятельного выбора одного из двух вариантов:
- подача формы может осуществляться в несколько отделений ИФНС с привязкой к местам нахождения обособленных структур предприятия;
- допускается отправка заполненного документа только в ту инспекцию, в которой учреждение числится в качестве крупнейшего агента.
О формление титульного листа – шифр места представления
При наличии у предприятия обособленных структур форма Расчета по подоходному налогу должна направляться в два отделения ФНС. Чтобы идентифицировать, какой из бланков подается по месту регистрации головного офиса, а какой с привязкой к месту нахождения обособленного подразделения, на Титульном листе бланка проставляются разные кодовые обозначения.
Мы благодарим нашу читательницу, Худову Светлану Михайловну, аудитора ООО «БИНАР на Маросейке», г. Москва, за тему статьи.
Наша читательница попросила помочь разобраться в ее ситуации. Организация состоит на учете в одной из ИФНС города, разделенного на районы, и у каждого района свой код ОКАТО (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге). В этом же городе она открыла обособленное подразделение (ОП). Оно было поставлено на учет в другой ИФНС этого же города, не в той, в которой зарегистрирована сама организация. При этом коды ОКАТО территорий, где находятся организация и ОП, разные.
Кстати, возможна и такая ситуация: организация и ее ОП находятся в разных городах области, у каждого города свой ОКАТО, но все они состоят на учете в одной межрайонной ИФНС области. К примеру, к межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области относятся городские поселения Люберцы, Красково, Малаховка, Октябрьский, Томилино, городские округа Котельники, Дзержинский, Лыткарино. И у каждого из них свой код ОКАТО.
НДФЛ за всех сотрудников организация перечисляла только по месту своего нахождения и в платежках указывала реквизиты самой организации: ИНН, КПП и ОКАТО. Правильно ли она делала? Не будет ли претензий у налоговиков в этом случае? И если претензии возможны, как их избежать?
Как платить НДФЛ за работников ОП
По закону НДФЛ, удержанный с дохода работников ОП, нужно перечислять в бюджет именно по месту нахождения ОПп. 7 ст. 226 НК РФ . Поэтому налоговые органы давно настаивают на оформлении отдельных платежек на перечисление НДФЛ за каждое ОП. В платежках они рекомендуют указывать реквизиты конкретного ОП, а именно его КПП и код ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится ОППисьмо ФНС России от 03.08.2011 № АС-4-3/12547 ; Письма УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 № 20-15/3/068888 , от 24.01.2008 № 28-11/006047 . Как объясняют налоговики, это нужно для того, чтобы НДФЛ попал в бюджет того муниципального образования, где расположено ОП. В общем-то, такой же позиции придерживается и Минфин. Правда, только в том случае, если каждое ОП стоит на учете в своей ИФНСПисьма Минфина России от 09.12.2010 № 03-04-06/3-295 , от 29.03.2010 № 03-04-06/55 , от 29.03.2010 № 03-04-06/54 .
В рассматриваемой нами ситуации НДФЛ за всех работников организации был перечислен одной платежкой с реквизитами самой организации. То есть, исходя из позиции налоговиков, организация неправильно уплачивала НДФЛ. Ведь коды ОКАТО муниципальных образований (например, в г. Москве - внутригородских муниципальных образований), на территориях которых находятся организация и ОП, разные.
Что будет за «неправильное» перечисление НДФЛ
По мнению налоговиков, нарушение порядка перечисления НДФЛ приводит к образованию недоимки в бюджете конкретного муниципального образования. Ведь несмотря на то что НДФЛ - налог федеральныйст. 13 НК РФ и перечисляется на единый казначейский счет, впоследствии он распределяется по нормативам между бюджетами разных уровней. И часть налога идет в бюджет муниципального образованияп. 2 ст. 56 , п. 2 ст. 61 , п. 2 ст. 61.1 , . А поскольку налог распределяется по коду ОКАТО, то часть НДФЛ (причитающаяся муниципальному образованию) попадет в бюджет того муниципалитета, код ОКАТО которого указан в платежном поручениип. 16 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации... утв. Приказом Минфина России от 05.09.2008 № 92н .
Например, если организация и ее ОП находятся в г. Москве и при перечислении налога организация указала код ОКАТО по месту своего нахождения, то НДФЛ попадет только в бюджет того внутригородского муниципального образования г. Москвы, на территории которого находится организация. А бюджет другого внутригородского муниципального образования, где расположено ОП, ничего не получитподп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 «О бюджете города Москвы на 2011 год» ; приложение № 9 к этому Закону . И налоговики считают, что в этом бюджете имеется недоимка. Поэтому они при проверке начисляют пенип. 1 ст. 75 НК РФ ; Письмо ФНС России от 17.01.2006 № 04-1-03/21 .
Кстати, ранее проверяющие еще и налагали на организацию за неправильное перечисление НДФЛ штраф в размере 20% от суммы, подлежащей перечислениюст. 123 НК РФ . Но в последнее время они этого не делают. Ведь Высший арбитражный суд сначала в 2005 г., а потом и в 2009 г. указывал, что в НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. И если налог со всех работников организация удерживала и в полном объеме своевременно перечисляла в бюджет (пусть даже только по месту своего нахождения), то оштрафовать ее за неперечисление НДФЛ по ст. 123 НК РФ нельзяПостановления Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08 , от 23.08.2005 № 645/05 . Но если вдруг ИФНС попытается оштрафовать вашу организацию, вы можете этот штраф оспорить, ссылаясь на позицию ВАС РФ.
Что возразить в суде
Если налоговики потребуют заново перечислить НДФЛ с реквизитами ОКАТО каждого подразделения и начислят вам пени, можно попытаться решить этот вопрос сначала в досудебном порядке (на стадии рассмотрения разногласий по акту проверки). Ну а если это не удастся, то можно поспорить и в суде. Шансы на успех велики.
1. На требование заново перечислить НДФЛ по месту нахождения ОП вы можете возразить, что вообще-то налог с работников вы уже удержали и в бюджет перечислили, пусть даже и по неправильным реквизитам. Если же вы вновь перечислите налог, то делать это придется за счет собственных средств. А это прямо запрещено гл. 23 НК РФп. 9 ст. 226 НК РФ . В качестве дополнительного аргумента вы можете сослаться на разъяснение самой же ФНС, которая указала, что если организация перечислила в бюджет сумму НДФЛ, превышающую сумму налога, удержанную из доходов работников, то эта сумма не является НДФЛ . Это просто деньги, принадлежащие организации, «ошибочно перечисленные в бюджетную систему РФ». И организация может только вернуть их на свой расчетный счет, написав заявление .
А у вас при повторном перечислении налога как раз и получается такая ситуация. Ведь в бюджет в этом случае вы перечислите уже не налог, удержанный из доходов работников (вы его уже перечислили по месту нахождения самой организации), а свои собственные деньги. И потом их же придется возвращать из бюджета по вашему заявлению.
2. На требование уплатить пени вы можете привести такие аргументы:
- пеня - компенсация потерь бюджета в результате неполучения сумм налога в срокОпределение КС РФ от 04.07.2002 № 202-О ; Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П . А при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП бюджет муниципального образования в целом налог получил полностью. Например, у бюджета г. Москвы особый статус и бюджеты внутригородских муниципальных образований - составная часть единого бюджета г. Москвы. И НДФЛ в бюджет города зачисляется в размере 100%пп. 2, 3 ст. 56 , п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ ; п. 1 ст. 2 , подп. 1 п. 1 , п. 2 ст. 8 Закона г. Москвы от 08.12.2010 № 53 ; приложение № 9 к этому Закону .
А раз недоимки по НДФЛ нет, то нет и оснований для начисления пенип. 1 ст. 75 НК РФ . И многие суды эту позицию разделяютПостановления ФАС ДВО от 11.10.2011 № Ф03-4920/2011 ; ФАС СЗО от 20.10.2010 № А66-15290/2009 ; ФАС ЗСО от 13.05.2010 № А45-9320/2009 .
Но хотим вас предупредить, что есть суды, которые считают правомерным начисление пеней при непоступлении НДФЛ в местный бюджетПостановления ФАС УО от 22.12.2010 № Ф09-10219/10-С2 ; ФАС ЦО от 13.02.2009 № А64-2317/08-26 ;
- обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление денег на соответствующий счет Федерального казначейства (при наличии нужной суммы на расчетном счете)подп. 1 п. 3 , п. 8 ст. 45 НК РФ . Так что при правильном указании счета Казначейства сумма налога поступает в бюджетную систему, и недоимки в этом случае нет. А тот факт, что в этой платежке указан не тот код ОКАТО, значения не имеет. С тем, что нет оснований для начисления пеней при неправильном указании кода ОКАТО в платежках на перечисление НДФЛ, согласны и судып. 7 ст. 45 НК РФ ; Постановления ФАС МО от 29.07.2011 № КА-А40/7917-11 , от 30.06.2011 № КА-А40/6142-11-2 , от 08.10.2010 № КА-А40/11919-10 , от 17.02.2010 № КА-А40/368-10 ; ФАС ВСО от 01.09.2011 № А33-3885/2010 , от 26.04.2010 № А19-13821/09 , от 11.11.2008 № А33-2043/08-Ф02-5509/08 ; ФАС СЗО от 14.03.2011 № А05-4762/2010 ; ФАС ЦО от 08.07.2010 № А64-6646/09 ; Восемнадцатого ААС от 25.05.2010 № 18АП-3779/2010 .
А можно ли уточнить платеж?
Налоговым кодексом предусмотрено, что, если ошибка в платежке не повлекла непоступление налога в бюджет на нужный счет Федерального казначейства, ее можно исправить. Для этого в ИФНС надо подать заявление с просьбой уточнить платежп. 7 ст. 45 НК РФ .
Как мы уже выяснили, при неверном указании кода ОКАТО налог в бюджет все равно поступает. И, к примеру, суд Западно-Сибирского округа, разбирая подобный спор, указывал, что ошибка в коде ОКАТО при перечислении НДФЛ по месту нахождения организации, а не ОП может быть исправлена путем подачи заявления об уточнении платежаПостановления ФАС ЗСО от 23.06.2010 № А27-19112/2009 , от 23.06.2010 № А27-14315/2009 .
Как правило, налоговики делают уточнение всего платежа целиком. А в рассматриваемой ситуации нужно уточнить только часть неправильно перечисленного НДФЛ. То есть в заявлении об уточнении платежа надо указать, что такая-то сумма НДФЛ из платежки, которой налог был перечислен по месту нахождения организации, причитается к уплате по работникам ОП с таким-то кодом ОКАТО. ИФНС, в принципе, может принять решение о частичном уточнении платежа по НДФЛ, никаких препятствий для этого нет .
Если же налоговики откажут вам в частичном уточнении платежа и скажут, что могут перебросить на другой код ОКАТО только всю сумму НДФЛ, указанную в платежкеПриказ ФНС России от 02.04.2007 № ММ-3-10/187@ , то соглашаться на это не стоит. Ведь если сделать такое уточнение, у вас будет недоплата НДФЛ уже по месту нахождения организации.
Также не имеет смысла делать уточнение лишь по некоторым платежам (например, весь январский НДФЛ перебросить на ОП, весь февральский оставить на организации). На первый взгляд кажется, что это поможет распределить платежи между организацией и ОП и уменьшить сумму пени. Но на самом деле возникнут сложности, если в какие-то моменты по работникам ОП будет переплата. Как мы уже сказали, ФНС считает, что сумма, перечисленная в бюджет и превышающая налог, удержанный у работников, не является переплатой по НДФЛПисьмо ФНС России от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 . И такие излишне уплаченные суммы налоговики не зачтут в счет будущих платежей по НДФЛ.
Как упростить себе жизнь?
Проблем с неправильным перечислением НДФЛ можно избежать. Для этого надо поставить все свои подразделения на учет в одной налоговой инспекции. Ведь когда организация открывает несколько ОП в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным ИФНС (как, например, в Москве или Санкт-Петербурге), то НК РФ позволяет выбрать ответственное ОП и все подразделения поставить на учет в одной ИФНС по его местонахождениюп. 4 ст. 83 НК РФ .
Причем так можно сделать и в том случае, если вы сначала встали на учет по месту нахождения каждого ОП, а потом захотели их перерегистрировать. Как нам разъяснили в ФНС России, уведомление о выборе налогового органа по форме № 1-6-Учетприложение № 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@ можно направить в любой момент. При этом неважно, сколько времени прошло со дня постановки на учет этих подразделений. ИФНС по месту нахождения ответственного ОП поставит ваши подразделения на учет, а инспекции, в которых ранее эти ОП состояли на учете, снимут их у себя с учетап. 2.6 Письма ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@ .
А когда все ОП стоят на учете в одной ИФНС, то и проблем с перечислением НДФЛ нет. Как разъяснил Минфин России, НДФЛ за работников всех ОП можно перечислять в бюджет по месту учета ответственного ОППисьма Минфина России от 21.09.2011 № 03-04-06/3-230 , от 21.02.2011 № 03-04-06/3-37 , от 15.03.2010 № 03-04-06/3-33 . В этом случае надо составлять одну платежку и указывать в ней КПП и ОКАТО ответственного ОП.
Вывод
Если у вас несколько ОП, зарегистрированных в разных налоговых инспекциях, платить без проблем НДФЛ одной платежкой вы сможете только после того, как зарегистрируете все ОП в одной налоговой инспекции.
Если не хочется спорить с налоговиками, то вы можете:
- <или> повторно заплатить НДФЛ по месту нахождения каждого подразделения, указав правильные коды ОКАТО, а инспекцию по месту нахождения организации попросить вернуть излишне уплаченный НДФЛ;
- <или> подать в ИФНС по месту нахождения организации заявление на зачет НДФЛ, уплаченного по этому месту нахождения, в счет НДФЛ, подлежащего уплате по месту нахождения подразделений.
Но имейте в виду, что и при повторной уплате НДФЛ, и при зачете налоговая инспекция начислит вам пени за период со дня, когда НДФЛ должен был быть перечислен по месту нахождения ОП, до дня его повторного перечисления или вынесения инспекцией решения о зачетепп. 1, 3 , пп. 5, 7 ст. 75 НК РФ . И отбиться от этих пеней уже вряд ли получится. Ведь, предприняв указанные действия, вы тем самым «признаете себя виновными» в неправильном перечислении НДФЛ. Так что лучше попробовать уточнить платежки.
Порядок уплаты НДФЛ, в том числе обособленными подразделениями
Налоговые агенты при выплате дохода своим работникам обязаны исчислить, удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков и уплатить его в бюджет. По общему правилу налог уплачивается налоговым агентом по месту своего нахождения. Однако организации, имеющие обособленные подразделения, платят НДФЛ в ином порядке. О порядке уплаты НДС обособленными подразделениями и пойдет речь в нижеприведенном материале.
Прежде чем рассматривать сам порядок уплаты НДФЛ организациями, имеющими разветвленную структуру, необходимо напомнить, что в российском налоговом праве понимается под обособленным подразделением организации.
Согласно абзацу 20 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Как видим, для признания структурной единицы организации ее обособленным подразделением ключевое значение имеет создание рабочих мест. В силу статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место представляет собой место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Если же по месту нахождения структурной единицы организации стационарные рабочие места не создаются, то обособленного подразделения не возникает. Такие же разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 мая 2013 года № 03-02-07/1/18634, от 28 июля 2011 года № 03-02-07/1-265, от 3 ноября 2009 года № 03-02-07/1-493.
Отметим, что при наличии стационарных рабочих мест имеет значение, на какой срок они созданы. НК РФ прямо указывает на то, что этот срок должен превышать один месяц, поэтому если продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 10 июля 2008 года № 03-02-07/1-271.
Обращаем Ваше внимание на то, что решение о признании территориально обособленной структуры компании обособленным подразделением относится к компетенции самой организации. Тем не менее, при наличии сомнений организация всегда может обратиться в налоговый орган за помощью в решении данного вопроса. Такое право организации вытекает из взаимоувязки норм пункта 9 статьи 83 НК РФ и подпункта 1 пункта 1 статьи 21 НК РФ. На это указывает и Минфин России в своем письме от 4 октября 2013 года № 03-02-07/1/42722.
Особенностям исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами посвящена статья 226 НК РФ.
Согласно указанной статье налоговыми агентами по НДФЛ признаются следующие лица, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил налогооблагаемые доходы:
– российские организации;
– обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации;
В письме Минфина России от 13 сентября 2012 года № 03-04-06/6-277 отмечено, что если иностранная организация выплачивает доходы физическому лицу не через обособленное подразделение в Российской Федерации, налоговым агентом она не является.
– индивидуальные предприниматели;
– нотариусы, занимающиеся частной практикой;
– адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
По общему правилу, закрепленному пунктом 7 статьи 226 НК РФ, совокупная сумма НДФЛ, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
В то же время такая категория налоговых агентов, как российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абзац 2 пункта 7 статьи 226 НК РФ, письма Минфина России от 23 декабря 2014 года № 03-04-06/66648, от 21 ноября 2013 года № 03-03-07/50224, от 7 августа 2012 года № 03-04-06/3-222, от 20 декабря 2011 года № 03-04-06/3-352).
Это правило касается исключительно российских организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения. Иностранные организации, имеющие филиальную сеть в Российской Федерации, уплачивают НДФЛ в общем порядке – по месту нахождения своего представительства в Российской Федерации. Аналогичный вывод содержится в письме УФНС России по городу Москве от 23 января 2009 года № 18-15/004866@, а также в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2008 года по делу № А56-2929/2007.
Причем, как разъясняют чиновники в письме Минфина России от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, при этом не имеет значения выделено ли обособленное подразделение российской фирмы на отдельный баланс или нет. В то же время кто именно должен перечислять налог – само обособленное подразделение или головная компания НК РФ не поясняет. Контролирующие органы не дают однозначного ответа на данный вопрос. По мнению финансистов, изложенному в письме от 29 марта 2010 года № 03-04-06/54, налог может уплачиваться самим обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс и имеющим свой расчетный счет. В то же время столичные представители налогового ведомства считают, что НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения организации должна перечислять сама головная компания. Такое мнение изложено в письме УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.
Чтобы исключить появление налоговых рисков, рекомендуем налоговому агенту обратиться с соответствующим запросом в свою налоговую инспекцию.
Если налогоплательщик уплачивает НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, то сумму налога следует определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в обособленном подразделении или получают от него доходы по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абзаца 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ. Подтверждают данный факт и письма Минфина России от 1 июня 2011 года № 03-04-06/3-128, от 18 июня 2010 года № 03-04-06/3-124, ФНС России от 3 августа 2011 года № АС-4-3/12547, УФНС России по городу Москве от 20 мая 2010 года № 20-15/3/052927@.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что головная организация обязана вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению. Кроме того, головная организация должна уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений.
При этом, если каждому обособленному подразделению организации, присвоен отдельный КПП, платежное поручение на перечисление НДФЛ должно быть оформлено на каждое такое обособленное подразделение, в том числе в случае, когда постановка на учет нескольких обособленных подразделений в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ осуществлена по месту нахождения одного из них. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 22 июня 2012 года № 03-04-06/3-174.
Обратите внимание!
Если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то в соответствии с письмом ФНС России от 26 октября 2012 года № ЕД-4-3/18173@, НДФЛ с доходов такого сотрудника должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого обособленного подразделения с учетом отработанного времени в каждом обособленном подразделении.
При этом, по мнению Минфина России, высказанному в письме от 30 января 2015 года № 03-04-06/3505, не имеет значения, в каком из обособленных подразделений такой работник работает на дату выплаты дохода.
Заметим, что НДФЛ с доходов работников, направляемых организацией в другой субъект Российской Федерации с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головной организации. Это правило действует до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 8 августа 2012 года № 03-04-06/3-223.
Отметим, что обособленное подразделение может выплачивать доходы не только сотрудникам, работающим по трудовым договорам, но и внештатным работникам – физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. В такой ситуации, согласно разъяснениям финансового ведомства, приведенным в письмах от 6 августа 2012 года № 03-04-06/3-216, от 6 августа 2012 года № 03-04-06/8-220, от 4 июля 2011 года № 03-04-06/3-159, перечислять НДФЛ нужно также по месту нахождения обособленного подразделения.
Однако УФНС России по городу Москве выражает иную позицию. Налоговые органы указывают, что налог с доходов, выплаченных обособленным подразделением физическому лицу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, нужно уплачивать по месту учета головной организации (письмо УФНС России по городу Москве от 26 февраля 2009 года № 20-15/3/017148).
Принимая во внимание неоднозначное мнение контролирующих органов, рекомендуем налогоплательщикам уточнить порядок перечисления НДФЛ в данном случае в своей территориальной налоговой инспекции.
Напоминаем, что сроки перечисления налога в бюджет налоговым агентом зависят от формы выплаты дохода налогоплательщикам – физическим лицам. Так, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 НК РФ).
Если в нарушение порядка уплаты налога НДФЛ перечисляется не по месту учета обособленного подразделения, а по месту нахождения самой организации, то контролеры привлекут налогового агента к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ.
Согласно указанной норме неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Более того, налоговому агенту досчитают и сумму пени на образовавшуюся недоимку на основании статьи 75 НК РФ. Именно такой вывод следует из письма ФНС России от 29 декабря 2012 года № АС-4-2/22690 "О налоговых проверках".
На практике арбитры, как правило, придерживаются иной позиции. Они указывают, что уплата НДФЛ за счет средств налогового агента противоречит действующим нормам пункта 9 статьи 226 НК РФ, а пени взыскиваться не должны, поскольку согласно статье 75 НК РФ они начисляются на сумму неуплаченного налога. В рассматриваемой же ситуации недоимки перед бюджетом не возникает. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Центрального округа от 23 марта 2012 года по делу № А35-1973/2011, ФАС Северо-Западного округа от 1 декабря 2010 года по делу № А56-95584/2009, ФАС Дальневосточного округа от 11 октября 2011 года № Ф03-4920/2011 по делу № А51-2751/2011.
Более того, арбитры приводят еще один аргумент: налоговый орган, обнаружив у налогового агента недоимку и переплату по НДФЛ, возникшие в результате нарушения порядка перечисления налога, должен самостоятельно произвести зачет, руководствуясь нормами пункта 1 статьи 78 НК РФ, а не начислять пени на сумму недоимки (постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 июля 2012 года по делу № А56-48850/2011, от 16 июля 2012 года по делу № А44-4027/2011).
Бывают случаи, когда налоговая инспекция в рассматриваемой ситуации предъявляет налоговому агенту еще и штраф по статье 123 НК РФ за невыполнение обязанностей по удержанию и перечислению налога.
В таком случае большинство арбитров встают на сторону налогоплательщиков, учитывая, что задолженности перед бюджетом у организаций не возникло, хотя и нарушен порядок перечисления НДФЛ (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 8 августа 2013 года по делу № А67– 4029/2012, Московского округа от 17 января 2011 года № КА-А40/17435-10 по делу № А40-4800/10-115-55).
В то же время в постановлении ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2012 года по делу № А57-4502/2011 суд указал, что уплата НДФЛ, исчисленного с доходов работников обособленного подразделения, по месту нахождения головной организации означает непоступление суммы налога в бюджет муниципального образования, в котором находится такое подразделение. Следовательно, по мнению арбитров, в данном случае с организации должны быть взысканы пени и штраф по статье 123 НК РФ.
Таким образом, по данному вопросу у контролирующих органов нет единого мнения, и следовательно, при возникновении спора с ними организация должна быть готова отстаивать свою позицию в суде. При этом есть большая вероятность выиграть данный спор в судебном порядке.
Обратите внимание!
С 1 января 2016 года в некоторые пункты статьи 226 НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".
В частности, пункт 6 указанной статьи будет изложен в новой редакции, согласно которой налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты будут обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Абзац 3 пункта 7 статьи 226 НК РФ будет содержать следующую информацию: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями.
Обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от учреждения и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах учреждения (Письма Минфина России от 29.03.2010 N 03-04-06/53, УФНС России по г.
Перечисление НДФЛ, если есть обособленные подразделения: что важно для бухгалтера
Москве от 13.07.2009 N 20-15/3/071703@).
Если же по месту трудовой деятельности работников стационарные рабочие места не создаются, обособленного подразделения не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).
Если государственное (муниципальное) учреждение имеет обособленные подразделения, НДФЛ необходимо уплачивать в том числе и по месту нахождения каждого из них. Это следует из абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ (см., например, Письма Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222, от 20.12.2011 N 03-04-06/3-352, от 16.12.2011 N 03-04-06/3-347, УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@) <2>.
<2> Такое требование установлено только для российских юридических лиц. Иностранные организации, расположенные на территории РФ, делать это не обязаны (Письмо УФНС России по г. Москве от 23.01.2009 N 18-15/004866@, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2008 N А56-2929/2007).
НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения уплачивается по месту нахождения такого подразделения. Причем это не зависит от того, имеет оно отдельный баланс или расчетный (лицевой) счет (Письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159, от 29.03.2010 N 03-04-06/55, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, от 24.08.2009 N 03-04-06-01/219).
Однако относительно того, кто должен уплачивать налог — головное учреждение или филиал, — у контролирующих органов нет единого мнения.
Так, в отдельных разъяснениях чиновники указывают, что обособленное подразделение, у которого есть отдельный баланс и расчетный (лицевой) счет, уплачивает НДФЛ самостоятельно (Письма ФНС России от 17.04.2009 N 3-5-04/460@, УФНС России по г. Москве от 29.03.2010 N 03-04-06/54). При этом также необходимо, чтобы у руководителя такого обособленного подразделения была доверенность, наделяющая его полномочиями представлять интересы юридического лица в налоговых органах (Письма Минфина России от 16.07.2008 N 03-04-06-01/210, от 16.01.2007 N 03-04-06-01/4, от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2).
Однако есть и иное мнение: независимо от наличия у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного (лицевого) счета уплачивать НДФЛ должно головное учреждение по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@).
Учитывая неоднозначное мнение контролирующих органов по данному вопросу, во избежание претензий рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в свою налоговую инспекцию.
Если учреждение уплачивает НДФЛ по месту нахождения обособленного подразделения, сумму налога нужно определять исходя из доходов физических лиц, которые работают в филиале или получают от него доходы по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Это следует из абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ (см. также Письма Минфина России от 18.06.2010 N 03-04-06/3-124, от 29.03.2010 N 03-04-06/53, от 29.03.2010 N 03-04-06/54, ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547, УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2010 N А56-10280/2008).
При этом нужно принимать во внимание фактическое место работы сотрудника.
Например, сотрудник работает по совместительству в головном учреждении и его филиале. Следовательно, НДФЛ с доходов физического лица за выполнение трудовых обязанностей в головном учреждении необходимо перечислять по месту его нахождения. А налог, исчисленный с выплат за работу в филиале, — по месту нахождения филиала (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-04-06/3-89 (п. 1)).
Если же работник в течение месяца работает в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) учреждения, то НДФЛ с его доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого такого подразделения. Причем с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16). В таком же порядке уплачивается НДФЛ, если работник в течение месяца работает как в головном учреждении, так и в обособленном подразделении (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-231, от 29.03.2010 N 03-04-06/55).
При перечислении налога головное учреждение должно указать в платежном поручении по каждому обособленному подразделению следующие данные (Письма Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153, УФНС России по г. Москве от 01.07.2010 N 20-15/3/068888, от 20.05.2010 N 20-15/3/052927@):
— реквизиты управления Федерального казначейства и налоговой инспекции того региона, в котором находится и состоит на налоговом учете обособленное подразделение;
— КПП, присвоенный подразделению;
— код ОКАТО того муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
Как отмечает Минфин России, если несколько подразделений находятся в одном муниципальном образовании, зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют одинаковый КПП, налог можно перечислять одним платежным поручением (Письмо от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153).
Если обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования или города федерального значения (Москвы или Санкт-Петербурга), но подведомственны разным налоговым органам, постановка учреждения на учет может производиться по месту нахождения одного из таких подразделений по его выбору на основании п. 4 ст. 83 НК РФ. Соответственно, налог, удержанный с доходов работников этих подразделений, уплачивается в налоговый орган по месту нахождения одного из обособленных подразделений, выбранного учреждением для постановки на учет (Письма Минфина России от 22.06.2012 N 03-04-06/3-174, от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138).
В том случае, если учреждение состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения, НДФЛ оно должно уплачивать по месту учета каждого подразделения (Письма Минфина России от 21.09.2011 N 03-04-06/3-230, от 09.12.2010 N 03-04-06/3-295, от 01.07.2010 N 03-04-06/8-138, ФНС России от 03.08.2011 N АС-4-3/12547).
Однако, по мнению ФНС России, в отношении г. Москвы в 2012 г. должен действовать иной порядок. Это связано с тем, что на основании ч. 2 ст. 5 Закона г. Москвы от 07.12.2011 N 62 формирование доходов бюджетов городских округов в 2012 г. за счет отчислений НДФЛ производится по установленным нормативам. Как указывают налоговые органы, уплата НДФЛ по месту нахождения одного из подразделений возможна, только если все подразделения находятся на территории не только одного субъекта РФ, но и одного муниципального образования. Если же учреждение имеет обособленные подразделения на территории разных муниципальных (городских) округов г. Москвы, налог следует перечислять в бюджет по месту нахождения каждого обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 29.08.2012 N ЗН-4-1/14304@).
Отметим, что налог с доходов работников, направляемых учреждением в другой субъект РФ с целью открытия обособленного подразделения, перечисляется по месту нахождения головного учреждения. Это правило действует до момента постановки созданного подразделения на учет в налоговых органах (Письмо Минфина России от 08.08.2012 N 03-04-06/3-223).
При этом если обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, то НДФЛ уплачивается в бюджет по месту его учета пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении. Такие разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267.
В заключение отметим, что обособленное подразделение может выплачивать доходы не только своим работникам, но и внештатным работникам — физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры. В таком случае, по разъяснениям Минфина России, перечислять НДФЛ нужно также по месту нахождения обособленного подразделения (Письма от 06.08.2012 N 03-04-06/3-216, от 06.08.2012 N 03-04-06/8-220 (п. 1), от 04.07.2011 N 03-04-06/3-159, от 01.06.2011 N 03-04-06/3-126).
Однако в УФНС России по г. Москве позицию финансового ведомства не поддерживают. Налоговые органы указывают, что налог с доходов, выплаченных обособленным подразделением физическому лицу на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, следует уплачивать по месту учета головного учреждения (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.02.2009 N 20-15/3/017148).
Учитывая неоднозначные разъяснения контролирующих органов, рекомендуем уточнить порядок перечисления НДФЛ в указанном случае в своей территориальной инспекции.
Уплата НДФЛ организацией с обособленными подразделениями
Российские организации признаются налоговыми агентами по НДФЛ, одной из обязанностей которых является правильность и своевременность исчисления и удержания у налогоплательщиков — физических лиц указанного налога и перечисление его в бюджет. Рассмотрим, как эту обязанность должны выполнять организации, имеющие обособленные подразделения.
Справка. Обособленное подразделение
Определение обособленного подразделения приведено в п. 2 ст. 11 НК РФ. Так, обособленным считается подразделение, если оно территориально отделено от организации и по его месту нахождения оборудованы стационарные рабочие места.
Признание подразделения организации обособленным производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах данной организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет другой налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. При этом рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).
Под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Это следует из Постановлений ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А и от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А.
Если сотрудниками организации выполняется работа на основании трудового договора и при этом для них не созданы стационарные рабочие места, то оснований для постановки на учет в налоговых органах организации по месту выполнения такой работы не возникает (Письмо Минфина России от 03.11.2009 N 03-02-07/1-493).
Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны уплачивать исчисленные и удержанные суммы НДФЛ как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения (абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ).
Сумма НДФЛ, перечисляемая в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы налогооблагаемого дохода, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений (абз. 3 п. 7 ст. 226 НК РФ). Поэтому если сотрудник организации в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, то НДФЛ с его доходов головная организация исчисляет и уплачивает в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из продолжительности времени в налоговом периоде, отработанного в них налогоплательщиком. В случае когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, головная организация уплачивает в бюджет НДФЛ по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного сотруднику за время его работы в данном подразделении.
Допустим, сотрудник в течение месяца работает и в обособленном подразделении, и в головной организации, тогда НДФЛ с его доходов уплачивается и по месту нахождения обособленного подразделения, и по месту нахождения головной организации — исходя из отработанного в них периода времени.
Обособленные подразделения организации могут иметь, а могут и не иметь отдельный баланс и расчетный счет. Рассмотрим, как организации следует уплачивать НДФЛ в каждом случае.
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс и не имеет расчетного счета
В подобной ситуации головная организация должна вести учет доходов, полученных от нее физическими лицами, отдельно по головной организации и отдельно по обособленному подразделению.
Кроме того, головная организация обязана уплачивать исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц с доходов работников как по месту своего учета, так и по месту учета обособленных подразделений. При этом необходимо оформлять отдельные платежные поручения по каждому обособленному подразделению с указанием в них КПП, присвоенного подразделениям при постановке на учет, а также соответствующего кода ОКАТО <1> муниципального образования, в бюджет которого перечисляется НДФЛ.
<1> Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (ОКАТО) утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.
Головная организация вправе перечислить суммы НДФЛ, удержанного с доходов работников обособленных структурных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, одним платежным поручением, если эти обособленные подразделения зарегистрированы в одном налоговом органе и имеют один и тот же КПП <2>.
<2> Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 03.07.2009 N 03-04-06-01/153.
Таким образом, начислением и выплатой доходов работникам обособленного подразделения, которое не имеет отдельного баланса и расчетного счета, занимается головная организация. Она же должна отчитаться о доходах, полученных указанными работниками, представив в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения соответствующие сведения.
Рассмотренный выше порядок уплаты НДФЛ применим в случаях, когда обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс и не имеют расчетного счета. Что происходит, если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и исполняет обязанности налогового агента?
Обособленное подразделение выделено на отдельный баланс и имеет расчетный счет
Обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, может исполнять обязанности юридического лица как налогового агента по начислению и выплате доходов работникам подразделения, исчислению и удержанию с производимых выплат НДФЛ, а также по перечислению налога в бюджет. Кроме отдельного баланса, подразделение должно иметь расчетный счет и осуществлять выплаты в пользу физических лиц. Руководству головной организации также следует назначить руководителя обособленного подразделения своим уполномоченным представителем. Таким образом, руководителю обособленного подразделения выдается доверенность на представление интересов юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения <3>.
<3> Письмо Минфина России от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2.
Примечание. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (ст. 19 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 230 НК РФ рассматриваемое обособленное подразделение обязано:
- вести учет доходов, которые оно выплачивает, и сумм налога, которые оно удерживает у физического лица в бюджет;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога.
Если обособленное подразделение имеет отдельный баланс и расчетный счет, само выплачивает доходы работникам, удерживает с них НДФЛ и уплачивает его в бюджет, то оно самостоятельно представляет сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного налога в налоговый орган по месту своего учета. В данном случае повторно представлять те же сведения в налоговый орган по месту учета головной организации не требуется.
Следовательно, суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников обособленного подразделения, должны быть уплачены в бюджет по месту учета соответствующего обособленного подразделения независимо от того, имеет оно отдельный баланс или нет.
Обособленные подразделения расположены в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам
В п. 1 ст. 83 НК РФ предусмотрено следующее. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из них. Причем данное подразделение организация выбирает самостоятельно (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы.
Вывод первый. Итак, организация имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Поэтому она встает на учет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного ею. Основание — п. 4 ст. 83 НК РФ. В данном случае НДФЛ, исчисленный и удержанный с доходов работников всех обособленных подразделений, находящихся в этом муниципальном образовании, должен быть перечислен в бюджет по месту учета названного обособленного подразделения.
Вывод второй. Организация встает на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Тогда суммы НДФЛ, исчисленного и удержанного с доходов работников таких обособленных подразделений, должны быть перечислены в бюджет по месту учета каждого обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, исчисляемого и выплачиваемого работникам этих подразделений <4>.
<4> Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина России от 15.03.2010 N 03-04-06/3-33.
Если исчисленную сумму НДФЛ удержать невозможно
Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Бывает, что доход, подлежащий обложению НДФЛ у налогового агента, налогоплательщик получил, например, в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде ему не производилось. В этом случае налоговый агент не может удержать НДФЛ у такого налогоплательщика <5>. Однако налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. Основание — пп. 2 п. 3 ст. 24 и п. 5 ст. 226 НК РФ. Указанное положение действует с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ). Напомним, что до 2010 г. налоговые агенты сообщали о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика только в налоговый орган в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
<5> Постановление ФАС Уральского округа от 10.06.2009 N Ф09-3923/09-С2 по делу N А47-3113/2008-АС-32.
Вместе с тем остался прежним порядок уведомления налогового органа в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок о невозможности удержать исчисленную сумму НДФЛ. Так, согласно п. 18 ст. 214.1 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога (полностью или частично) налоговый агент (брокер, доверительный управляющий, лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, агентскому договору в пользу налогоплательщика, иное лицо, признаваемое налоговым агентом в соответствии с Налоговым кодексом) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со ст. 228 НК РФ.
Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган в письменном виде о невозможности удержать НДФЛ у налогоплательщика и сумме налога обусловлена необходимостью наличия в налоговом органе по месту жительства физического лица доказательной базы для обеспечения процедуры взыскания с налогоплательщика НДФЛ, не удержанного налоговым агентом.
Примечание. Обязанность представления сведений о доходах физических лиц напрямую связана с обязанностью уплачивать НДФЛ по месту учета налогового агента в налоговом органе. То есть сведения о доходах работников обособленных подразделений подаются в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения (в тот налоговый орган, в который производится перечисление НДФЛ).
Форма сообщения и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Однако в настоящее время специальной формы для представления таких сведений пока нет.
Вместе с тем в п. 3 Приказа ФНС России от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706@ <6> налоговым агентам при направлении в налоговые органы указанных сведений рекомендовано использовать форму 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 20___ год", утвержденную упомянутым Приказом.
<6> Действует в редакции изменений и дополнений, утвержденных Приказами ФНС России от 20.12.2007 N ММ-3-04/689@, от 30.12.2008 N ММ-3-3/694@ и от 22.12.2009 N ММ-7-3/708@.
Представление сведений в налоговый орган о невозможности удержать с физического лица исчисленную сумму налога не освобождает налогового агента от обязанности представлять сведения по форме 2-НДФЛ в отношении данного физического лица и по итогам налогового периода в порядке, установленном п. 2 ст. 230 НК РФ. Напомним, что согласно п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных в налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Примечание. Налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
Пример. ООО "Альфа" в марте 2010 г. выдало грузчику А.А. Петрову доход в натуральной форме. До окончания года общество не производило денежных выплат указанному работнику.
Поскольку доход выдан только в натуральной форме, то у ООО "Альфа" отсутствует возможность удержать НДФЛ с доходов, полученных А.А. Петровым. Следовательно, организация до 31 января 2011 г. должна сообщить в письменном виде в налоговый орган по месту учета, а также налогоплательщику о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога.
Кроме того, сведения о доходах А.А. Петрова по форме 2-НДФЛ ООО "Альфа" обязано направить в налоговый орган по месту учета не позднее 1 апреля 2011 г. Тогда общество как налоговый агент выполнит обязанности в отношении представления сведений о доходах физических лиц.
Ж.В.Кузьмина
Эксперт журнала
"Российский налоговый курьер"
Обособленные подразделения: уплата НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. Данная норма распространяется и на те организации, которые имеют в своем составе обособленные подразделения.
Несколько слов об обособленном подразделении
В Гражданском кодексе в качестве обособленных подразделений названы представительства и филиалы. В частности, в ст. 55 ГК РФ дано следующее определение: представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал тоже обособлен от юридического лица, находится вне места его расположения, осуществляет его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений. В учредительных документах юрлица в обязательном порядке должно быть указание на их существование.
Что такое обособленное подразделение в свете налогового законодательства? Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным признается подразделение, которое территориально отделено (обособлено) от организации и по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом подразделение считается созданным, даже если это не отражено в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.
Об обязанностях организации, имеющей обособленное подразделение
Организация, имеющая в своем составе обособленные подразделения, должна выполнять обязанности, предусмотренные в отношении ее налоговым законодательством.
Постановка на учет в налоговом органе
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если данная организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным НК РФ (ст. 83).
В соответствии с законодательством РФ места нахождения организации, ее обособленных подразделений в виде филиалов и представительств определяются через соответствующие адреса. Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающуюся от адреса (места нахождения) самой организации.
На практике часто возникает вопрос: если у обособленного подразделения сменился адрес, каков в этом случае порядок постановки на учет организации в налоговом органе?
К сожалению, ни налоговым, ни гражданским законодательством не определено, что понимается под изменением места нахождения обособленного подразделения организации, а также не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организации в связи с изменением мест их нахождения. С этим согласилось и выразило аналогичную точку зрения финансовое ведомство в своих последних Письмах от 08.05.2009 N 03-02-07/1-236, от 11.06.2009 N 03-02-07/1-309. В них Минфин, в частности, указал, что в настоящее время им при участии ФНС разработан проект приказа об утверждении порядка постановки на учет организаций по месту нахождения их обособленных подразделений. В нем, в частности, предусматривается возможность постановки на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее филиалов (представительств) на основании заявления о постановке на учет, которое подается организацией в регистрирующий налоговый орган одновременно с представлением заявления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица в отношении соответствующего филиала (представительства). Далее Минфин заверил, что основным направлением налоговой политики предполагается усовершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц. При этом предлагается упростить существующий порядок учета в налоговых органах организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
Волнует читателей и другой вопрос, тоже связанный с постановкой на учет в налоговых органах.
Возникает ли у организации обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения работника, если работник выполняет свою трудовую функцию в другом регионе (находится в командировке), при этом стационарное рабочее место для него не организовывается, обособленное подразделение не открывается?
Как было отмечено выше, для целей налогового законодательства согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Однако, как указал Минфин в Письме от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176, ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В решениях арбитражных судов, в частности в Постановлениях ФАС МО от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04, ФАС СКО от 21.09.2006 N Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А, отмечается, что под оборудованностью стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
Как быть, если НДФЛ по «обособке» перечислен по месту регистрации фирмы
Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. В случае если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, обязанность по постановке на учет в налоговых органах по месту выполнения таких работ не возникает.
Удержание и уплата НДФЛ
Пунктом 7 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего обложению НДФЛ, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Данные нормы распространяются и на доходы физических лиц, полученные ими не только вследствие трудовой деятельности, но и по иным основаниям, например по договорам подряда, аренды, авторским договорам. Об этом Минфином были даны соответствующие разъяснения в Письмах от 20.11.2008 N 03-02-07/1-469, от 22.06.2005 N 03-05-01-04/198.
На практике возможны несколько вариантов получения доходов, связанных с обособленным подразделением организации:
- работники трудятся по месту нахождения обособленного подразделения;
- работники трудятся в головной организации, но доход выплачивается по месту нахождения обособленного подразделения;
- работники трудятся в нескольких обособленных подразделениях;
- работники трудятся в обособленном подразделении, которое зарегистрировано в середине месяца.
В первом случае все понятно: те суммы НДФЛ, которые исчислены и удержаны по месту нахождения обособленного подразделения, должны быть перечислены в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения. Об этом в очередной раз напоминает Минфин в Письме от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127, аналогичные разъяснения были даны и в более ранних Письмах от 19.05.2006 N 03-05-01-04/129, от 16.09.2003 N 04-04-06/172.
Во втором случае если работники заключили договор с головной организацией и находятся в ее штате, однако трудятся по месту нахождения обособленного подразделения, то НДФЛ с их доходов нужно уплатить по месту нахождения обособленного подразделения (Письмо Минфина России от 29.06.2006 N 03-05-01-04/194).
В третьем случае если работники в течение месяца работают в нескольких филиалах (обособленных подразделениях) организации, то НДФЛ с их доходов должен перечисляться в соответствующие бюджеты по месту нахождения каждого филиала с учетом времени, отработанного данным работником в каждом подразделении (Письма Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/128, от 24.01.2008 N 03-04-06-01/16).
В случае, когда обособленное подразделение зарегистрировано в середине месяца, НДФЛ уплачивается в бюджет по месту учета обособленного подразделения пропорционально доле дохода, начисленного за время работы в таком подразделении. Данное разъяснение содержится в Письме УФНС по г. Москве от 26.12.2007 N 28-11/124267.
Зависит ли порядок уплаты НДФЛ от наличия расчетного счета, отдельного баланса у обособленного подразделения?
Ответим сразу, что порядок уплаты НДФЛ находится в зависимости от того, имеет обособленное подразделение расчетный счет и отдельный баланс или нет.
В более раннем Письме ФНС России от 13.03.2006 N 04-1-03/132 "О налогообложении доходов физических лиц" разъяснялось, что если обособленные подразделения не имеют отдельного баланса и расчетного счета, то с доходов работников обособленных подразделений удержание НДФЛ должна осуществлять головная организация, перечисление налога осуществляется по месту нахождения данных обособленных подразделений. Одновременно с этим головная организация должна вести учет выплаченных доходов, исчисленного и удержанного налога отдельно по головной организации и обособленному подразделению. Аналогичная точка зрения изложена и в комментируемом Письме Минфина России от 05.06.2009 N 03-04-06-01/127.
Если все перечисленное у обособленного подразделения имеется, то налог уплачивается обособленным подразделением самостоятельно в обычном порядке. Минфином в Письме от 16.01.2007 N 03-04-06-01/2 в дополнение к сказанному было сообщено следующее: если обособленное подразделение организации производит выплату дохода своим сотрудникам, а его руководитель уполномочен юридическим лицом представлять по доверенности интересы юридического лица в налоговых органах по месту нахождения обособленного подразделения, то такое обособленное подразделение исполняет обязанности юридического лица как налогового агента в отношении доходов, выплачиваемых обособленным подразделением своим сотрудникам. То есть такое обособленное подразделение обязано исчислять, уплачивать и перечислять в бюджет по месту своего учета налог на доходы физических лиц с доходов своих сотрудников.
М.Р.Зарипова
Эксперт журнала
"Оплата труда:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
Еще статьи по теме
Уплата НДФЛ обособленными подразделениями