Принципы материализма представляют собой концентрированное выражение основного содержания философского материализма, прежде всего его двух наиболее широких концепций - материи и сознания, материалистического решения основного вопроса философии.
Принципы материализма формулируются на основе всей системы материалистической теории и в то же время являются ее наиболее общими основаниями. Двойственное положение принципов в системе материалистической теории (как итога философского материализма и в то же время как его основания) определяет двойственность функций, выполняемых этими принципами. С одной стороны, эти принципы выступают как завершение материалистической теории, с другой- служат средством построения и обоснования теории материализма. Такая оценка роли принципов в системе материалистической теории приводит к «парадоксу начала», поскольку нелегко теоретически представить, как результат может лежать в основе своих предпосылок. Однако этот парадокс (в содержание которого мы не будем входить детально) оказывается разрешенным, если учесть, что первоначальная идея материализма не является абсолютно простой и бесструктурной, а содержит в себе в зачаточной форме как свои основания, так и результат, что она развивается в развернутую материалистическую теорию благодаря взаимодействию развивающихся принципов и их теоретических результатов.
Наряду с «внутренними», принципы материализма выполняют также не менее важные «внешние» функции - по отношению к системе частных наук, точнее, в общей системе наук, включая философию.
Здесь также принципы философии выступают в качестве конечного итога и результата научного знания, поскольку они выводятся на основе всей системы частнонаучного знания, и в качестве основы частнонаучного знания, поскольку отражают наиболее широкие свойства реального мира. Явно или по большей части неявно материалистические принципы служат основанием для всей системы частнонаучного знания. В этой своей роли они выступают одновременно в качестве принципов материалистической теории и требований материалистического метода.
Роль материалистической теории вообще, ее принципов в особенности нередко в целом определяют как методологическую. Однако с этим нельзя согласиться. Марксистско-ленинская философия по отношению к частным наукам выступает в роли как метода (методологии), так и теории. При этом теоретическая функция научной философии является ведущей и определяющей по отношению к ее методологической функции. Теория, как известно, есть описание и объяснение действительности, метод - подход, способ познания и практического изменения. Поскольку способ познания и действия определяется прежде всего объективной природой мира, понимание этой природы, выраженное в теории, играет определяющую роль по отношению к методу. Признание определяющей роли теории коренным образом отличает научный материализм от идеализма и позитивизма.
Материалистическая теория, выступая в качестве мировоззрения, играет необходимую роль в построении целостной научной картины мира. Методологическая функция теории материализма развертывается на базе мировоззренческой функции и имеет в этом смысле производный характер.
Воздействие научного материализма на частные науки, философское обоснование последних осуществляется прежде всего через принципы материализма, выражающие содержание материализма в сжатой форме, придающей этим принципам наиболее «операбельный» характер.
Как уже отмечалось, проблема принципов научного материализма в литературе 50-80-х гг. не получила достаточной разработки. Нет прежде всего полной ясности в том, каковы основные принципы философского материализма.
Определить основные принципы философского материализма- это значит сократить, сконцентрировать материалистическую теорию в виде некоторого множества наиболее общих положений. Очевидно, во-первых, что таких принципов должно быть получено немного, во-вторых, они должны иметь необходимый характер, в-третьих, совокупность искомых принципов должна быть достаточной, т. е. достаточно полно выражать содержание материализма и обладать полнотой, достаточной для обоснования материалистической теории в целом.
Ясно, что принципы материализма должны быть произведены от его наиболее широких концепций - материи и сознания, однако не могут с ними полностью совпадать, поскольку эти концепции имеют сложное и глубоко структурированное содержание. Несомненно, далее, что в формулировании основных принципов материализма необходимо исходить также из материалистического решения основного вопроса философии, которое выявляет основную связь сознания и материи. При этом следует учесть «двойственную» (по Ф. Энгельсу) и «тройственную» структуру основного вопроса философии.
С учетом сказанного, как нам представляется, необходимо выделить четыре важнейших принципа философского материализма: материальности мира, первичности материи - вторичности сознания, познаваемости мира, партийности.
Принцип материальности мира -у- сокращенное выражение марксистско-ленинской концепции материи. Важнейшей его модификацией выступает принцип материального единства мира, который имплицитно содержится в признании материальности мира, ибо понятие о материи, материальности мира лишается всякого смысла, если материя не рассматривается как единая субстанция, существующая в бесконечном многообразии всего особенного.
Принцип материальности мира может быть кратко сформулирован как утверждение о том, что мир есть развивающаяся и единая материя, обладающая бесконечным многообразием своих свойств и проявлений. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи...», - писал В. И. Ленин (1976, 181).
Важнейший исходный принцип материализма определен выше с учетом того, что материализм включает в себя диалектику. Принцип материальности мира включает поэтому основные принципы диалектики - развития и всеобщей связи. В целях выявления собственно материалистического содержания данного принципа было бы достаточно указать, что в мире нет ничего, кроме материи со всеми ее свойствами и проявлениями. Однако диалектические принципы развития и всеобщей связи оказались бы при этом просто глубже спрятанными в понятии материи, ибо последнее не имеет научного смысла вне своего диалектического содержания.
Весьма важной особенностью принципа материальности мира является то, что он сформулирован с учетом всех свойств и проявлений материи, в том числе - сознания как идеального, закономерно порождаемого материей и принадлежащего высокоорганизованной материи. Поэтому следует отвергнуть предпринятую в 50-70-е гг. некоторыми авторами попытку интерпретировать принцип материальности мира и его модификацию -принцип материального единства мира в духе исключения идеального из определения материального мира (Архипов, 1954; Кальсин, 1957; Медведев, 1960; и др.).
Утверждение о материальности мира не означает, что предикат материальности должен быть отнесен ко всем без исключения явлениям мира; принцип материальности мира указывает, что мир есть вечно развивающаяся материя, обладающая бесконечным многообразием свойств и проявлений, включая идеальное.
Принцип первичности материи - вторичности сознания имплицитно содержится в принципе материальности мира, но не выражается им полностью. В принципы материализма необходимо поэтому включить положение, которое в ясной и прямой форме выражало бы отношение идеального к материальному, прежде всего производность, вторичность идеального по отношению к материальному.
Материализм требует строить философскую и частнонаучные теории с учетом основного, наиболее фундаментального отношения в мире - первичности материи и вторичности сознания. Принцип первичности материи, вторичности сознания определяет основную структуру диалектического материализма, деление философии на онтологию и гносеологию, основное содержание онтологии и гносеологии, оценку смысла и значения философского и конкретно-научного знания.
Особенно велико значение этого принципа для общественных наук, для познания и управления общественными процессами.
Принцип познаваемости мира выражает материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии, вторую существенную сторону отношения сознания к материи.
Являясь результатом всего философского и конкретно-научного знания, принцип познаваемости мира служит в свою очередь обоснованием системы научного знания, ее способности к действительному познанию мира. Принцип познаваемости мира выражает связь познания с общественно-исторической практикой как основой познания и критерием истины.
Наиболее общий смысл принципа познаваемости мира заключается в признании способности человека к адекватному отображению любых предметов, явлений, процессов, свойств, сторон и т. д. объективного мира, включая его целостную природу, а также самого человеческого сознания.
Принцип познаваемости мира нередко рассматривается в общем и нерасчлененном виде. Между тем он имеет свою сложную структуру, включает ряд элементов, выполняющих существенные и специфические роли. Связанная с современной наукой и практикой гносеологическая ситуация делает совершенно недостаточным использование принципа познаваемости мира только в его абстрактно-всеобщем и недифференцированном виде.
В составе принципа познаваемости мира можно выделить следующие важнейшие элементы.
Прежде всего, характеризуя в первую очередь способность человеческого сознания к адекватному отражению объективного мира, принцип познаваемости мира включает в себя также характеристику и самого объективного мира: мир познаваем потому, что такова его собственная природа. Принцип познаваемости мира в обобщенном виде содержит решение вопроса о природе материального мира, его развитии и возникновении из самого содержания материального мира способности к его безграничному адекватному отображению. Принцип познаваемости мира уходит своими корнями в трактовку природы материи, развития и человека.
Существенным элементом рассматриваемого принципа является то, что познаваемость мира определена в нем не абстрактно, безадресно, а применительно к человеку, как земному, так и любому другому, т. е. к типу мыслящих существ, обладающих общими «родовыми» свойствами. Между тем в некоторых исследованиях принцип познаваемости мира фактически отнесен не к человеку как определенной ступени развития материи, а к бесконечной последовательности: человек - сверхсоциальные цивилизации. Такой подход сквозит в идее И. С. Шкловского о том, что уже цивилизации II типа (по Н. С. Кардашеву) должны быть цивилизациями роботов- более сложных и совершенных, чем человек, человечество. «Возникновение искусственного разума,-писал И. С. Шкловский, - по-видимому, является высшим этапом развития материи во Вселенной» (1976, 3/5).
Другим вариантом той же идеи является предложенная А. Д. Урсулом трактовка социального прогресса как перехода к сверхсоциальной ступени развития (1977, 219). С позиций И. С. Шкловского и А. Д. Урсула, следует признать, что человек, человечество не обладают способностью безграничного познания мира, но, напротив, имеют явно ограниченные познавательные и, следовательно, практические возможности. При последовательном подходе следует признать, что безграничной способностью к познанию не может обладать вообще никакая ступень развития материи.
С этих позиций следует также, что человечество неспособно к созданию научного мировоззрения и обладает всегда лишь своего рода «провинциальным» воззрением на известную ему часть мира. Остается еще выяснить, возможно ли достоверное познание части мира, если сущность мира как целого оказывается принципиально непознаваемой.
По нашему мнению, принцип познаваемости мира определен применительно к земному человеку и ему подобным существам, т. е. типу мыслящих существ, обладающих общими родовыми чертами.
Принцип познаваемости мира характеризуется своеобразной полярностью, он отнесен как к частному, конечному, так и к всеобщему, бесконечному. Поэтому в рамках всеобщего принципа познаваемости мира необходимо формулировать идею познаваемости частного, конечного, относящуюся к частным наукам, и идею познаваемости всеобщего, бесконечного, адресованную прежде всего философии. Соответственно следует различать частнонаучный (применительно к частным наукам) и философский агностицизм.
Познаваемость конечного и бесконечного - весьма различные по степени сложности проблемы. Игнорирование этого различия может привести к серьезному упрощению трактовки принципа познаваемости мира. В первом приближении принцип познаваемости применительно к частным предметам, явлениям и предметным областям решается относительно просто, поскольку для доказательства познаваемости частных свойств, явлений и т. д. достаточно конечной серии практических проверок. Таков, например, случай с ализарином, описанный Ф. Энгельсом. Несравненно сложнее оказывается доказательство познаваемости всеобщего, бесконечного, поскольку оно связано с проблемой конечности человеческого опыта. Однако признание познаваемости частного возможно только при условии признания познаваемости всеобщего и бесконечного. Уже в каждом частном знании всегда остается элемент неопределенности и недоказанности, поскольку критерий практики всегда одновременно абсолютен и относителен. В. И. Ленин указывал, что «критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (1976, 145 -146).
В силу диалектической соотносительности части и целого, конечного и бесконечного познание одной из этих противоположностей возможно в той мере, в какой познается вторая противоположность. Конечное может познаваться только при 1 условии сознательного или бессознательного выделения его из бесконечного, частное-через противопоставление и со-
поставление со всеобщим. Так, ни один предмет не может быть познан, если он не отличен - сознательно или бессознательно- от субъекта как нечто ему противоположное, если он не рассматривается - опять-таки сознательно или бессознательно - как объективно реальный. Раздвоение реального мира на всеобщее и частное, бесконечное и конечное является подспудным условием человеческого познания.
Частное, конечное и всеобщее, бесконечное образуют основную внутреннюю структуру познания, его внутреннюю шкалу, без которой невозможен ни сам процесс познания, ни выяснение места человека в бесконечном мире, его познавательных и практических возможностей. Сам факт существования частных наук обусловлен способностью человека иметь мировоззрение, существование мировоззрения в свою очередь обусловлено способностью человека к частнонаучному познанию.
Важным элементом принципа познаваемости мира является принцип неисчерпаемости мира. Входя в состав принципа познаваемости, этот принцип служит его своеобразной внутренней противоположностью и отрицанием, обусловливающими диалектический характер принципа познаваемости.
Принцип неисчерпаемости вводит в содержание более широкого принципа, которому он принадлежит, идею бесконечности, в силу которой (бесконечности) мир, будучи принципиально познаваемым во всех своих моментах и в целом, никогда не может быть познан окончательно и полностью.
Принцип неисчерпаемости мира является прежде всего гносеологическим, а не онтологическим (хотя некоторыми авторами он толковался в последние годы как онтологический принцип), ибо он характеризует познавательную способность человека в соотнесении с реальным миром, который никогда не может быть исчерпан познанием. Этот принцип имеет также свою онтологическую основу, в качестве которой выступает понятие бесконечности мира. Объективный мир является неисчерпаемым для человеческого познания в силу своей бесконечности, бесконечного многообразия.
В связи с принципом неисчерпаемости мира для человека в составе принципа познаваемости обнаруживается другой, не менее важный теоретический элемент, противостоящий ограничительному духу положения о неисчерпаемости | мира - признание бесконечности, неисчерпаемости самой I познавательной способности человека. Способность человека к познанию бесконечного мира никогда не может быть исчерпана. Бесконечный характер познавательной способности (человека обусловлен природой человека. Признание познаваемости мира опирается, следовательно, на совершенно определенную концепцию человека.
Принцип партийности является производным от трех предыдущих принципов материализма. Основное содержание этого принципа марксистско-ленинской философии сводится к трем положениям:
В философии существуют только две основные линии или направления - материализм и идеализм. Поэтому философские взгляды могут быть либо материалистическими, либо идеалистическими.
Невозможна никакая «третья» - ни материалистическая, ни идеалистическая - линия в философии. Это положение является усиленной формулировкой первого, основного, тезиса принципа партийности.
Принцип партийности требует вести непримиримую: борьбу с идеализмом. Материалистическая философия имеет воинствующий характер.
Партийность как одно из коренных свойств философии обусловлена содержанием основного вопроса философии и в конечном счете фундаментальной «дихотомической» структурой мира, его делением на материю и сознание.
Марксистская философия обладает наивысшей формой партийности, которая является коренным условием и следствием ее объективной истинности. Партийность и объективная истинность в марксистской философии в известном смысле отождествляются.
В современных условиях, в связи с обострением борьбы капиталистической и социалистической систем, значение принципа партийности марксистской философии непрерывно возрастает. Наряду с усилением значения общих требований этого принципа возрастает роль его все более дифференцированных, «проработанных вглубь» требований к истолкованию важнейших элементов марксистской теории материи, сознания, развития и т. д. Поэтому нельзя ограничиваться констатацией общих положений принципа партийности, их необходимо доводить, как уже отмечалось ранее, до решения важнейших вопросов теории диалектического и исторического материализма.
Введение
1.1 Материализм
1.2 Разновидности материализма
Заключение
Введение
Философия как научная дисциплина имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из основных вопросов философии - вопрос об отношении мышления к бытию.
Данный вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного решает материализм; рассматривает сознание и мышление как свойство материи в противоположность идеализму.
Признание первичности материи означает, что:
материи никем не сотворена, существует вечно;
пространство и время объективно существующие формы бытия материи;
мышление неотделимо от материи, которая мыслит;
а единство мира состоит в его материальности.
Отвечая на вопрос об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или природа, философы разделились на два лагеря.
Философы, утверждающие, что дух существовал прежде природы, и составили идеалистический лагерь. Философы основным началом считавшие природу, примкнули к школам материализма. Соотношение материализма с идеализмом и ныне остается в центре развития философской мысли.
Таким образом, это проблема всегдашняя, неискоренимая, и сегодня является достаточно актуальной.
Цель работы: раскрыть сущность понятия "материализм" и кратко охарактеризовать его разновидности, а также проблемы их соотношения.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Общий объем 17 страниц.
1. Сущность материализма. Его разновидности
1.1 Материализм
Фундаментальная основа общества - материальное производство, оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание.
Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершен-ствованием производительных сил.
Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности.
Гегель в своей работе "Философия истории" предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм.
Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах. "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
Энгельс рассматривает экономические условия - характер и способ, которым люди определенного общества производят средства поддержания собственной жизни и обменивают продукты между собой, как нечто, определяющее общественное развитие.
Исторический материализм стремится быть не только орудием познания, но и инструментом (наряду с политическими средствами власти), могущими в ходе истории содействовать развитию социализма. Его научным методом является позитивизм, его метафизическую основу (хотя он и отклоняет самую возможность всякой метафизики) составляют натурализм и причинно-механическая картина мира, но главным образом, законы диалектики.
Исторический материализм верит в прогресс, в способность человека к совершенствованию и в солидарность человечества. Смысл и цель исторического развития - счастье для всех.
Кроме названных, необходимо также отметить и следующие разновидности материализма:
1) Физический материализм, который усматривал в материи конечную физическую реальность (классическая механика); его принципы поколеблены данными новейшей физики.
2) Биологически и/или физиологический, материализм выставляет те же соображения относительно души и духа, причем он пренебрегает качественным различием между материальным и нематериальным (Ж. Ламетри, В.М. Бехтерев).
3) Этический материализм - он признает достойными только полезные достижения или могущие быть используемыми блага и отрицает признание царства автономной нематериальной ценности.
Материализм в социальном плане имеет свои основания в деятельности и идеологии передовых социальных групп; материализм ориентирован на отображение данных науки и практики, на мобилизацию сил для прогрессивного изменения общественной жизни.
1.3 Влиятельные современные теории
В 20 веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике. В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.
К материализму часто относят:
натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе;
эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов;
неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он:
отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления;
считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка;
отчасти материалистична и философия Б. Рассела и его школы: хотя он и отрицает понятие субстанции, мышление считает классом событий в мозгу человека.
Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением "онтологической философии", лидером которого является американский философ Барри Смит.
Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.
Еще одной в какой-то мере расширяющей материалистическое представление можно назвать принцип "Семантического экстернализма", в котором содержание высказывания объясняется как "внешне обусловленное".
Для понимания специфики философского знания рассматриваемого вопроса необходимо затронуть вопрос о соотношении материализма и идеализма, который мы и рассмотрим в следующей главе.
2. Соотношение материализма и идеализма
Извечный философский вопрос, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? Этот вопрос является главным для философии, составляет основу любого философского построения. От характера его решения зависит деление всех философов на две школы, представляющие противоположные направления в философии - идеализм и материализм.
Изучая мир в целом в его мировоззренческом восприятии, философия установила, что все существующее в мире можно разделить на два качественно отличных друг от друга виды: Материя и Дух. Философы издавна пытаются определить специфику каждого из них: установить характер взаимосвязи и взаимодействия между ними; свести их друг к другу или решительно размежевать их. Трудно найти философа или философскую школу, которые не касались бы вопроса о соотношении материи и сознания.
Таким образом, вопрос об отношении мира и человека есть основной вопрос философии, который имеет следующие стороны:
1. Что первично, сознание или материя?
2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир.
Противоположность идеализм и материализм фиксируется самыми разными мыслителями. Так, немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона - самым крупным идеалистом.
Марксистская философия считает проблему соотношения Духа и главным и чуть ли не единственным серьезным вопросом философского обсуждения.
Классическое определение обоих направлений было дано немецким философом Ф. Шлегелем. "Материализм, - писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю".
Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.
Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Еще нагляднее единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма, так и идеализма, а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами, но и идеалистами.
С вопросом о первоначалах бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме.
Монизм - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Следовательно монизм может быть двух видов - идеалистический и материалистический. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания.
Согласно второму, материальное обусловлено идеальным (духовным). Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом.
Дуализм - учение философии, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).
Плюрализм предполагает несколько исходных оснований. В основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь служит теория древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия.
Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков, а философская позиция, которую они предоставляют, - агностицизм (непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии.
Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.
Отметим также - идеальное и материальное имеет диалектическую взаимосвязь, т.е. с течением времени материальное становится причиной идеального, которое становится причиной нового материального состояния.
Наука неоднократно опровергала идеалистические взгляды. Пример, биологическая эволюция опровергла идеалистические представления о разумном ("по образу и подобию", с целью, по замыслу) сотворении человека и других живых организмов.
Не менее часто опровергались и материалистические идеи. Разница лишь в том, что материалистические теории заменяются новыми материалистическими взглядами, в то время как идеалистическим теориям не всегда на смену приходит новая идеалистическая концепция, иногда их сменяют материалистические подходы.
Заключение
Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична - источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное - вторично, определяется материальным. Достоинство материализма - опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона - недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального. Виды материализма:
материализм наивный - первоначальный вид материализма, согласно которому окружающий мир состоит из материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.).
метафизический (механистический) материализм Нового времени - в основе его лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, К. Гельвеций и др.)
вульгарный материализм - сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).
диалектический материализм - представляет органическое единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К. Маркс, Ф. Энгельс). Сознание - свойство материи отражать саму себя. Бог - идеальный образ, созданный человеком для объяснения непонятных явлений.
исторический идеализм - рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производительных сил.
Материализм и идеализм - главные направления в философии. Их основное различие определяется решением вопроса о соотношении материального и духовного.
Список использованной литературы
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / Рук. авт. колл. И.Т. Фролов. - М.: Республика, 2005. - 623 с.
2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
3. Корниенко А.А. Философия. Учебное пособие / А.А. Корниенко. - Томск: ТПУ, 2007. - 112 с.
4. Момажян К.Х. Введение в социальную философию / К.Х. Момажян. - М: Владос, 2001. - 418 с.
5. Руткевич М.Н. Диалектический материализм: курс лекций для филос. фак. / М.Н. Руткевич. - М.: Мысль, 1973. - 527 с.
6. Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И. Семёнов. - М.: Современные тетради, 2003. - 776 с.
7. Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И. Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80-84.
8. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. - 1990. - №8. - С.83.
9. Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т. Таганский. - М.: Мысль, 1959. - С.333-337.
10. Философия: хрестоматия / Сост.к Б. Иваненко, Е.В. Маргиева Томск: ТПУ, 2000. - 103 с.
11. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф. Шлегель. В 2-х т. Т.2. - М.: Мысль, 1983. - С.104-105.
12. Якушев А.В. Философия (конспект лекций) / А.В. Якушев. - М.: Приор-издат, 2004. - 224 с.
Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учеб. пособие / В.В.Ильин, А.В.Машенцев.- СПб.: Питер, 2007.- С.14.
Таганский Т. Вульгарный материализм. История философии XIX века / Т.Таганский. – М.: Мысль, 1959. – С.333-336.
Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.80.
Там же. – С.84.
Семёнов Ю.И. Философия истории / Ю.И.Семёнов. – М.: Современные тетради, 2003. – С.67.
Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика / Ф.Шлегель. - В 2-х т. Т. 2 - М.: Мысль, 1983. – С.104.
Семенов Ю.И. Материалистическое понимание истории: недавнее прошлое, настоящее, будущее / Ю.И.Семёнов // Новая и новейшая история. - 1996. - №3. - С.86.
Материализм - это философское научное направление. Есть несколько вариантов понимания этого термина: стихийная уверенность в том, что внешний мир - единственная существующая объективная реальность, и философское воззрение, которое представляет собой развитие и углубление стихийной уверенности. Материализм и идеализм как философские течения прямо противоположны друг другу.
Что это за учение?
Материализм - это философия, которая утверждает, что все материальное первично, а духовное - вторично. Сознание считается только продуктом первичной материи. Именно поэтому материализм и идеализм являются конфликтующими между собой системами на почве признания первичных и вторичных начал и следствий. Материалистический подход рассматривает сознание в качестве отражения мира внешнего. Таким образом, природа является познаваемой.
Исторические предпосылки и эффект
Материализм - это достаточно древнее учение. С давних времен это мировоззрение в основном имели представители передовых слоев общества и классов, которые были заинтересованы в познании мироздания, усилении власти человечества над природой. Материализм способствовал развитию научного знания и методов, их совершенствованию. В свою очередь, это оказывало позитивное влияние на человеческую практику, развитие сил производства. Материализм - это учение, которое тесно связанно с развитием специальных прикладных и теоретических наук.
История учения в древнем мире
Впервые подобного рода мысли появились у философов, которые жили в обществах с процветающим рабовладельческим строем. В Индии, Греции и Китае за много веков до нашей эры родились идеи о познаваемости мира материального, о том, что он существует независимо от людей и их сознания. Это характерно для Лао Цзы, Ван Чуна, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Эмпедокла, Анаксагора и других. Многие материалисты древности были предшественниками такого направления, как диалектический материализм, который развил Карл Маркс через много столетий. Представители древнего материализма пытались найти общее первозданное начало всего происходящего и существующего во всем природном многообразии. В то же время была сформирована гипотеза атомистического строения материи. Большинство философов того времени не проводили различия между психическим и физическим. Также развитие диалектических и материалистических взглядов сочеталось с сильным влиянием мифологии.
История учения в Средние века и в эпоху Возрождения
Средневековый материализм - это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм - это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.
История учения в эпоху Просвещения
Материализм - это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками - механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных. Особенность учения данной эпохи - стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века - Дидро, Ламетри, Гольбах. Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность. В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.
Дальнейшее развитие
Диалектический материализм (который появился на рубеже девятнадцатого века и двадцатого) является общепризнанно высшей формой этого философского направления. Он был разработан в середине девятнадцатого века Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом. Диалектический материализм преодолел недостатки «классического», а также раскритиковал идеалистическое понимание социума. Одна из особенностей его развития - обогащение новыми идеями. В дальнейшей истории философии просматриваются две основные тенденции. С одной стороны - диалектический и исторический материализм. С другой - упрощенные и вульгаризованные его разновидности. Вульгарный материализм - это так называемая «ревизия марксизма» . Он представляет собой искаженную форму марксистской диалектики. В девятнадцатом веке материализм оказался фактически несовместимым с интересами класса буржуазии. Философы этого класса обвинили его в аморальности, неправильном понимании природы человеческого сознания. Многие отвергали познавательно-теоретический оптимизм и атеизм, однако допускали отдельные элементы мировоззрения материалистического (Карнап, Сартр, Башляр).
Диалектический марксизм
Диалектический материализм - это целая совокупность системообразующих принципов:
Единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;
Материальность мира - утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;
Познаваемость мира - мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;
Принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;
Преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.
Цель материализма диалектического - это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности). От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества. Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.
Материализм и идеализм - противоположные способы понимания всякого вопроса
Материализм и идеализм не являются двумя абстрактными теориями о природе мира, мало касающимися простых людей, занятых практической деятельностью. Они являются противоположными способами понимания всякого вопроса, и, следовательно, они выражают различный подход к этим вопросам на практике и ведут к самым различным выводам из практической деятельности.
Нельзя также употреблять термины «материализм» и «идеализм», как некоторые это делают, для выражения противоположных взглядов в области морали; идеализм - как выражение возвышенного, материализм - как выражение низменного и эгоистического. Если мы будем употреблять эти термины таким образом, мы никогда не поймем противоположности между идеалистическим и материалистическим философскими воззрениями; потому что этот способ выражения, как говорит Энгельс, означает не что иное, как «непростительную уступку филистерскому предрассудку против названия «материализм», предрассудку, укоренившемуся у филистера под влиянием долголетней поповской клеветы на материализм. Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, тщеславие и плотские наслаждения, жадность к деньгам, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче - все те грязные пороки, которым он сам предается втайне. Идеализм же означает у него веру в добродетель, любовь ко всему человечеству и вообще веру в «лучший мир», о котором он кричит перед другими» .
Прежде чем пытаться дать общее определение материализма и идеализма, рассмотрим, каким образом эти два способа понимания вещей выражаются по отношению к некоторым простым и знакомым вопросам. Это поможет нам понять различие между материалистическим и идеалистическим воззрениями.
Для примера возьмем такое природное и знакомое всем явление как гроза. Что вызывает грозы?
Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога, который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-то человечество.
Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных сил природы. Например, древние материалисты считали, что грозы вызываются ударом друг о друга материальных частиц, находящихся в облаках. И дело не в том, что это объяснение, как мы сейчас понимаем, ложное, а в том, что это было попыткой материалистического, в отличие от идеалистического, объяснения. Сегодня, благодаря науке, мы знаем о грозах значительно больше, но тоже далеко не все, чтобы считать это природное явление хорошо изученным. Современная наука полагает, что причинами гроз являются грозовые облака, которые формируются в атмосфере при определенных условиях под действием разных воздушных потоков. Внутри этих облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды - молнии, сопровождаемые громом, которые так пугали древних людей.
Мы видим, что идеалистическое объяснение пытается связать объясняемое явление с некоторой духовной причиной - в данном случае с гневом господним, а материалистическое объяснение связывает рассматриваемое явление с материальными причинами.
В настоящее время большинство людей согласится принять материалистическое объяснение причин грозы. Современная наука шагнула далеко вперед, в значительной степени вытеснив из мировоззрения людей идеалистическую составляющую. Но, к сожалению, это касается не всех сфер общественной жизни людей.
Возьмем другой пример, на этот раз из общественной жизни. Почему существуют богатые и бедные? Это вопрос, который волнует многих.
Наиболее откровенные идеалисты отвечают на этот вопрос просто, что, мол, бог создал людей такими. Воля бога такова, что некоторые должны быть богатыми, другие бедными.
Но гораздо больше распространены другие объяснения, тоже идеалистические, только более тонкие. К примеру, такие, которые утверждают, что некоторые люди богаты потому, что они старательны, предусмотрительны и экономны, в то время как другие потому бедны, что они расточительны и глупы. Люди, которые придерживаются такого рода объяснения, говорят, что все это - следствие извечной «человеческой природы». Природа человека и общества, по их мнению, такова, что необходимо возникает различие между бедными и богатыми.
Еще объяснение из той же идеалистической «оперы», что мол, бедные потому бедные, что они мало и плохо работают, а богатые потому богаты, что трудятся «не покладая рук». Причина, якобы, все та же — чисто идеалистического характера — врожденные качества человека – у одних лень, у других – трудолюбие, которые изначально и определяют достаток человека.
Как в случае объяснения причины грозы, так и в случае объяснения причины существования бедных и богатых идеалист ищет некую духовную причину - если не в воле бога, божественном разуме, то в определенных врожденных чертах человеческого ума или характера.
Материалист, напротив, ищет причину существования богатых и бедных в материальных, экономических условиях общественной жизни. Он видит причину разделения общества на богатых и бедных в способе производства материальных благ для жизни, когда одна часть людей владеет землей и другими средствами производства, в то время как другая часть людей должна работать на них. И как бы упорно неимущие ни работали и как бы ни копили, ни экономили, они все равно останутся бедными, в то время как имущие будут богатеть и богатеть, благодаря продуктам труда бедных.
Таким образом, мы видим, что различие между материалистическим и идеалистическим взглядами может быть очень важным, и не только в теоретическом, но и в самом что ни есть практическом смысле.
Так, например, материалистическое представление о грозах помогает нам принять меры предосторожности против них, такие, как устройство на зданиях громоотводов. Но если мы объясняем грозы идеалистически, то все, что мы можем сделать, чтобы избежать их, это молиться богу. Далее, если мы соглашаемся с идеалистическим объяснением существования бедных и богатых, то нам ничего не остается как принять существующее положение вещей, смириться с ним — радоваться своему господствующему положению и предаваться умеренной благотворительности, если мы богаты, и проклинать свою судьбу и просить милостыню, если мы бедны. Напротив, вооруженные материалистическим пониманием общества, мы можем найти способ изменения общества, а, следовательно, и своей собственной жизни.
И хотя некоторая часть людей в капиталистическом обществе заинтересована в идеалистическом объяснении происходящего, в интересах огромного большинства других людей крайне важно научиться объяснять явления и события материалистически, чтобы правильно их понять и получить возможность изменить свою жизнь.
Энгельс писал об идеализме и материализме: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию… Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» .
Идеализм - это такой способ объяснения, который считает духовное предшествующим материальному, в то время как материализм считает материальное предшествующим духовному. Идеализм считает, что все материальное якобы зависит от чего-то духовного и определяется им, в то время как материализм утверждает, что все духовное зависит материального и определяется им.
Материалистический способ понимания вещей, событий и их взаимосвязей противоположен идеалистическому способу понимания.И это их принципиальное различие проявляется как в общих философских представлениях о мире в целом, так и в представлениях об отдельных вещах и событиях.
Наша философия называется диалектическим материализмом, говорит Сталин, «потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория- материалистической» . При этом мы должны понимать, что материализм не является догматической системой, это - способ понимания и объяснения всякого вопроса.
Идеализм
В своей основе идеализм - это религия, теология. «Идеализм есть поповщина» , - говорил Ленин. Всякий идеализм является продолжением религиозного подхода к решению любого вопроса, даже если отдельные идеалистические теории и сбросили свою религиозную оболочку. Идеализм не отделим от суеверий, веры в сверхъестественное, таинственное и непознаваемое.
Напротив, материализм стремится объяснить эти вопросы исходя из материального мира, при помощи факторов, которые можно проверять, понимать и контролировать.
Корни идеалистического представления о вещах, следовательно, те же, что и религии.
Представления о сверхъестественном и религиозные идеи обязаны своим происхождением беспомощности людей перед силами природы и их невежеству. Силы, которые люди не могут понять, олицетворяются в их представлении с силами неких духов или богов, т.е. со сверхъестественными существами, которых нельзя познать.
Например, незнание людьми действительных причин такого устрашающего их явления, как грозы, привело к тому, что их причины были объяснены фантастически — гневом богов.
По той же причине к деятельности духов было отнесено такое важное явление, как выращивание урожаев зерна — люди стали верить, что зерно произрастает под действием особой духовной силы, заключенной в нем.
С самых первобытных времен люди олицетворяли подобным образом силы природы. С возникновением классового общества, когда действия, поступки людей стали вызываться господствующими над ними и непонятными для них социальными отношениями, люди придумали новые сверхъестественные силы. Эти новые сверхъестественные силы явились дублированием существовавшего тогда общественного порядка . Люди придумали богов, возвышающихся над всем человечеством, подобно тому как короли и аристократы возвышались над простым народом.
Всякая религия и всякий идеализм содержат в своей основе подобное удвоение мира . Они дуалистичны и выдумывают идеальный, или сверхъестественный, мир, господствующий над реальным, материальным, миром.
Очень характерны для идеализма такие противопоставления, как душа и тело; бог и человек; небесное царство и царство земное; усваиваемые разумом формы и идеи вещей и мир материальной действительности, воспринимаемый органами чувств.
Для идеализма всегда существует высший, якобы более реальный нематериальный мир, который предшествует материальному миру, является его конечным источником и причиной и которому материальный мир подчинен. Для материализма, напротив, существует только один мир - материальный мир, тот, в котором мы живем.
Под идеализмом в философии мы понимаем всякое учение, которое считает, что вне материальной действительности существует иная, высшая, духовная действительность, исходя из которой и должна быть объяснена материальная действительность.
Некоторые разновидности современной идеалистической философии
Почти триста лет назад в философии появилось и до сих пор существует одно направление, получившее название «субъективный идеализм» . Эта философия учит, что материальный мир вообще не существует. Ничто не существует, кроме ощущений и идей в нашем сознании, и им не соответствует никакая внешняя материальная действительность.
Этот род идеализма стал сейчас очень модным. Он пытается выдать себя за современное «научное» мировоззрение, которое якобы «преодолело ограниченность марксизма» и является более «демократичным», поскольку каждую точку зрения считает правильной.
Не признавая существования внешней материальной действительности, субъективный идеализм, выдвигаемый в качестве учения о познании, отрицает, что мы можем знать что-либо об объективной реальности вне нас, и утверждает, например, что «у каждого из нас своя правда», что абсолютной истины не существует, и истин столько, сколько людей.
Аналогичным образом один из популярных сегодня в России идеологов «поповщины» А.Дугин, например, заявляет, что фактов вообще не существует, а существуют только множество наших представлений о них.
Когда капитализм был еще прогрессивной силой, буржуазные мыслители считали, что возможно все в большей и большей степени познавать реальный мир и, таким образом, контролировать силы природы и безгранично улучшать положение человечества. Теперь, в современной стадии капитализма, они стали утверждать, что реальный мир непознаваем, что это область таинственных сил, выходящих за границы нашего понимания. Нетрудно видеть, что мода на подобные учения - это лишь симптом разложения капитализма, предвестник его окончательной гибели.
Мы уже говорили, что в своей основе идеализм - это всегда вера в два мира, идеальный и материальный, причем идеальный мир первичен и стоит выше материального. Материализм, напротив, знает лишь один мир, материальный мир, и отказывается придумывать второй, воображаемый, высший идеальный мир.
Материализм и идеализм непримиримо противоположны. Но это не мешает многим буржуазным философам пытаться примирить и сочетать их. В философии существует немало различных попыток найти компромисс между идеализмом и материализмом.
Одна из таких попыток компромисса хорошо известна под именем «дуализма» . Эта философия, подобно любой идеалистической философии, считает, что существует духовное, которое независимо и отлично от материального, но в отличие от идеализма она пытается утверждать равнозначность духовного и материального.
Так, она толкует мир неживой материи чисто материалистически: в нем, с ее точки зрения, действуют только естественные силы, а духовные факторы находятся и действуют за его пределом и не имеют к нему никакого отношения. Но когда доходит дело до объяснения сознания и общества, здесь, заявляет эта философия, уже область деятельности духа. В общественной жизни, утверждает она, надо искать идеалистического, а не материалистического объяснения.
Этот компромисс между материализмом и идеализмом, следовательно, равносилен тому, в сущности, что такие философы и их сторонники остаются идеалистами, поскольку во всех наиболее важных вопросах о человеке, обществе и истории они продолжают придерживаться идеалистических взглядов в противоположность материалистическим.
Подобная двойственность мировоззрения в буржуазном обществе свойственна, например, технической интеллигенции. Профессия заставляет ее представителей быть материалистами, но только на работе. В вопросах же, касающихся общества, эти люди часто остаются идеалистами.
Другая компромиссная философия известна под именем «реализма» . В своей современной форме она возникла в противоположность субъективному идеализму.
«Реалистические» философы говорят, что внешний, материальный, мир действительно существует независимо от наших восприятий и некоторым образом отражается в наших ощущениях. В этом «реалисты» соглашаются с материалистами в противоположность субъективному идеализму. В самом деле, нельзя быть материалистом, не являясь последовательным реалистом в вопросе о реальном существовании материального мира. Но утверждать только, что внешний мир существует независимо от нашего восприятия его, еще не значит быть материалистом. Например, известный католический философ средних веков Фома Аквинский в этом смысле был «реалистом». И по сей день большинство католических теологов считает ересью что бы то ни было, кроме «реализма» в философии. Но в то же время они утверждают, что материальный мир, который действительно существует, был создан богом и поддерживается и управляется все время силой бога, духовной силой. Поэтому они фактически идеалисты, а вовсе не материалисты.
Более того» словом «реализм» буржуазные философы сильно злоупотребляют. Считается, поскольку вы признаете, что то или иное является «реальным», вы можете называть себя «реалистом». Так, некоторые философы, считая, что реальным является не только мир материальных вещей, но что существует также вне пространства и времени реальный мир «универсалий», абстрактных сущностей вещей, тоже называют себя «реалистами». Другие утверждают, что хотя и не существует ничего, кроме восприятий в нашем сознании, но, поскольку эти восприятия являются реальными, значит они тоже «реалисты». Все это лишь показывает, что иные философы весьма изобретательны в употреблении слов.
Основные положения идеализма и материализма и их противоположность
Главные положения, выдвигаемые всякой формой идеализма, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Идеализм утверждает, что материальный мир зависит от духовного.
2. Идеализм утверждает, что дух, или разум, или идея может и действительно существует отдельно от материи. (Самой крайней формой этого утверждения является субъективный идеализм, который считает, что материя вообще не существует и является чистой иллюзией.)
3. Идеализм утверждает, что существует область таинственного и непознаваемого, «над», или «за пределами», или «позади» того, что может быть установлено и познано посредством восприятий, опыта и науки.
В свою очередь, основные положения материализма можно изложить так:
1. Материализм учит, что мир материален по самой своей природе, что все существующее появляется на основе материальных причин, возникает и развивается в соответствии с законами движения материи.
2. Материализм учит, что материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, и что духовное существует вовсе не отдельно от материального, а все духовное или сознательное, является продуктом материальных процессов.
3. Материализм учит, что мир и его законы являются полностью познаваемыми и что, хотя многое может быть непознанным, нет ничего, что невозможно познать.
Как можно видеть, все основные положения материализма полностью противоположны основным положениям идеализма. Противоположность материализма идеализму, выраженная теперь в наиболее общей форме, является не противоположностью абстрактных теорий о природе мира, а противоположностью между различными способами понимания и истолкования всякого вопроса. Вот почему она имеет такое важное значение.
Здесь следует указать, что марксистско-ленинская философия (философия рабочего класса) характеризуется своим исключительно последовательным материализмом в решении всех вопросов тем, что она не делает никаких уступок идеализму .
Рассмотрим некоторые наиболее обычные способы проявления противоположности между материализмом и идеализмом.
Например, идеалисты убеждают нас не полагаться «слишком» на науку. Они уверяют, что наиболее значительные истины лежат за пределами достижений науки. Поэтому они убеждают нас не думать о вещах на основании очевидности, опыта, практики, а принимать их на веру от тех, которые претендуют на то, что знают лучше и обладают неким «высшим» источником информации.
Таким образом, идеализм является лучшим другом и надежной опорой любой формы реакционной пропаганды. Это философия капиталистических СМИ и масс-медиа. Она покровительствует суевериям всякого рода, мешает нам думать самим и научно подходить к моральным и социальным проблемам.
Далее, идеализм утверждает, что самым главным для всех нас является внутренняя жизнь души. Он убеждает нас в том, что мы никогда не разрешим своих человеческих проблем иначе, как неким внутренним возрождением. Это, кстати, любимая тема речей сытых людей . Но такие идеи встречают понимание и сочувствие и у рабочих. Они убеждают нас не бороться за улучшение условий своей жизни, а совершенствовать свою душу и свое тело.
В нашем обществе подобная идеология тоже не редкость. Наши читатели тоже, вероятно, встречали все эти рассуждения о том, что «совершенное общество состоит из совершенных людей, а значит нужно начинать с самосовершенствования, улучшать себя, ибо этим мы улучшим и все общество». Все эти психологические тренинги и общественные организации, выступающие за «Здоровый образ жизни» (ЗОЖ), все это есть не что иное, как скрытая пропаганда идеализма, призванная отвлечь российских трудящихся от проблем современной жизни, показывающая им ложный путь борьбы с ними. Буржуазные идеологи, активно распространяющие подобные концепции, не говорят нам, что лучший способ своего материального и нравственного усовершенствования - это примкнуть к борьбе социализм, за переустройство существующего общества.
Далее, идеалистический подход нередко встречается среди тех, кто искренне стремится к социализму. Например, некоторые наши граждане считают главным пороком капитализма то, что при капитализме товары распределяются несправедливо и что если бы мы только могли заставить всех, включая капиталистов, принять новые принципы справедливости и права, то можно было бы покончить со всеми негативами капитализма – все люди были бы сыты и счастливы. Социализм для них не что иное, как осуществление абстрактной идеи справедливости . В основе такой позиции лежит ложная идеалистическая концепция, что якобы идеи которых мы придерживаемся, определяют образ нашей жизни и способ организации нашего общества. Они забывают искать материальные причины, которые являются корнем и причинами всех общественных явлений. Ведь способ распределения продуктов в капиталистическом обществе, когда богатством пользуется одна часть общества, в то время как другая и большая часть общества живет в нищете, - определяют не идеи о распределении богатства, которых придерживаются люди, а тот материальный факт, что этот способ производства основан на эксплуатации рабочих капиталистами. И пока этот способ производства будет существовать, до тех пор в нашем обществе будут сохраняться крайности – богатство на одной его стороне и нищета на другой, а социалистические идеи справедливости будут противостоять капиталистическим идеям справедливости. Следовательно, задача всех людей, стремящихся к социализму, заключается в том, чтобы организовать борьбу рабочего класса против класса капиталистов и довести ее до завоевания им политической власти.
Все эти примеры убеждают, что идеализм всегда служит оружием реакции и что если искренние борцы за социализм попадают в объятия идеализма, они всегда и неизбежно оказываются под влиянием буржуазной идеологии. На протяжении всей своей истории идеализм был оружием угнетающих классов. Какие бы прекрасные идеалистические системы ни сочинялись философами, они всегда использовались для оправдания господства эксплуататоров и обмана эксплуатируемых.
Это не значит, что под идеалистическим покровом не высказывались те или иные истины. Конечно, они встречались и у идеалистов. Люди часто облекают свои мысли и чаяния в идеалистические одеяния. Но идеалистическая форма всегда является помехой, препятствием в выражении истины - источником путаницы и ошибок.
Да, прогрессивные движения в прошлом принимали идеалистическую идеологию и боролись под ее знаменем. Но это говорит только о том, они либо уже тогда содержали в себе семена будущей реакции, поскольку выражали стремление нового эксплуататорского класса к захвату власти. Например, великое революционное движение английской буржуазии XVII в. проходило под идеалистическими, религиозными лозунгами. Но то же обращение к богу, которое оправдывало Кромвеля в казни короля, с легкостью оправдывало и подавлении им народного восстания.
Идеализм является по существу консервативной силой - идеологией, помогающей защите существующего положения вещей и сохранению в умах людей иллюзий об их действительном положении.
Всякий действительный социальный прогресс - всякое увеличение производительных сил и прогресс науки - необходимо порождает материализм и поддерживается материалистическими идеями. Потому вся история человеческой мысли была, по сути, историей борьбы материализма против идеализма, историей преодоления идеалистических иллюзий и заблуждений.
КРД «Рабочий Путь»
Материал подготовлен в рамках обучающего курса «Основы марксизма-ленинизма»
Соотношение диалектического и исторического материализма |
|
Исторический материализм, как мы же знаем философская наука об обществе. Возникает необходимость выяснить, каково же его соотношение с диалектическим материализмом. Диалектический материализм - философская наука об общих законах, которым подчиняются все формы движения материи. Общество - особая, а именно социальная, форма движения материи. Исторический материализм - это и есть диалектический материализм, примененный к анализу развития общества, конкретизированный применительно к своеобразной форме движения материи. Однако из сказанного не следует, что диалектический материализм возможен до исторического материализма и независим от него. Философия существует почти 3 тысячи лет. За это время сменилось много материалистических школ и философских систем. Но в них содержались лишь подходы к научному пониманию мира. Не было ни одного мыслителя, который создал бы последовательно научную философию. И это связано в первую очередь с тем, что никто из них не смог научно-материалистически объяснить общественную жизнь. А без материалистического понимания истории невозможно строго научное представление о мире в целом. Материализм до К- Маркса поэтому был половинчатым, ограниченным. Только К. Маркс, материалистически объяснив общественную жизнь, создал тем самым философски последовательный и цельный взгляд на мир, включая природу и общество. Вот почему можно сказать, что диалектический материализм так же невозможен без исторического, как последний без первого. Они органически связаны и друг без друга невозможны. Философия марксизма - это диалектический и исторический материализм. Многие философы до К. Маркса были материалистами в понимании природы и идеалистами в понимании общественной жизни. Это верно, но этим сказано не все. Надо добавить, что и в объяснении природы их материализм был метафизическим, то есть лишенным знания законов диалектики, присущих движущейся материи. Только К. Маркс, открыв решающую роль материального производства в жизни общества и взглянув на общественную жизнь в ее движении и развитии, соединил материализм и диалектику. Возникновение диалектического материализма имело своей основой осмысление общественно-исторической практики. Разумеется, создание и разработка научной философии были связаны также с использованием результатов развития естественных наук. |
Основные вопросы в философии Марксизма
Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии на волне рабочего движения, как идейное выражение этого процесса. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками – французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. Специфика марксистской философии состояла в ее изначальной обращенность к проблемем земли, т.е. к злободневным вопросам общественной жизни – экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Философия марксизма есть исторический и диалектический материализм. Материализм был применен к исследованию природы, общества и самого человека. Марксистской философии присуща диалектика, как метод философского мышления и теория развития. Для этой философии характерна ориентация на практическое изменение мира, в котором существует человек труда. КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Марксистское решение проблемы отчуждения человека, поставленное Руссо, опираетсяна представление, что акпиталистическое общество являет собой бесчеловечную среду, которая пораждает социальные неравенства. Марксизмом весь исторический процес был разделен на две крупные эпохи: 1. Предыстория (первобытное, рабовладельческое, феодальная и буржуазная формации). В этих обществах человек не свободен, поскольку подавлен властью общины или государства, ститией рынка и т.д. На смену предыстории должна придти подлинная история, которая будет твориться людьми сознательными. Идея социалистической революции – идея радикального способа перехода общества из состояние несвободы в царство подлинной свободы. В Марксизме революция рассматривается как изменение экономических основ общества, преодоление частной собственности, как источника эксплуотации человека человеком. Этот переворот должен осуществить пролетариат, как неимущий класс, а сама революция станет двигателем исторического процесса. По мнению марксистов, коммунизм станет новой эпохой в истории чесловечества, эпохой полного контроля человека над социальным и природным миром. Становление коммунимзма это длительный процесс, период глубоких преобразований во всей системе общественных отношений, смена самого образа жизни людей. В итоге утвердится ассоциация свободных тружеников во всемирном масштабе. «Манифест Коммунистической партии» – первое программное произведение марксизма. «Капитал» – основное произведение марксизма в котором Маркс раскрыл экономическое строение современного ему капиталистического общества. В «Диалектике природы» Энгельс разрабатывал марксистское учение о материи, ее свойствах, формах и способах существования. Марксизм состоит из трех частей: материалистическая философия, политическая экономия, теория научного социализма. В Западной Европе – Меринг, Лафарк, Кауцкий и т.д. Благодаря их усилиям, марксизм стал международным явлением. В России марксистская теория стала проникать в 80х годах 19 века благодаря Плеханову и его соратникам. Ленинизм – это марксизм эпохи подготовки и практического осуществления пролетарских революций в некоторых странах Европы. Взгляды Ленина изложены в «Философские тетради», «Государство и революция», «Материализм и империокритицизм». Взгляды Ленина были очень радикальными. В марксистской теории он видел, прежде всего, инструментальную функцию, которая обслуживала бы практику политической борьбы. Основное в системе марксизма – это дух активного преобразования общества в стремлении устроить мир разумно и справедливо.