Среди комментаторов нового документа почему-то совсем не видно тех, кто говорит о его значимости в нынешнем мировом контексте. Документы читать важно и полезно, потому что они представляют собой не просто набор букв, постучавшихся в голову среднему сотруднику департамента внешнеполитического планирования МИДа. Концепции внешней политики (КВП), национальной безопасности, информационной безопасности отражают не просто баланс сил внутри российских властных институтов, но и объясняют городу и миру сухим языком бюрократии «что там у россиян?» в головах на тему мироустройства. При этом повышенное внимание к документам иногда вредит. Реальный взгляд на российскую внешнюю политику и понимание российским руководством национальных интересов должен убедить: в случае прямой угрозы национальной безопасности в том виде, в котором понимает её Кремль, все красивые слова о примате права, уважении к суверенитету других государств, неприменении силы и прочие ссылки на главенствующую роль ООН остаются на бумаге. ВДД грузятся в чрева Ил-76, а буряты садятся в Т-72Б3. В общем, читая документы, «не смешите мои Искандеры».
И старая, и новая версия КВП состоят из 5 разделов, но в 2016 году авторы были чуть более многословны: 8411 слов против 8263 в 2013 году. 82 и 80 раз, соответственно, был упомянут мир (во всех коннотациях), 35 и 37 раз – ООН. России в 2016 году оказалось больше: 226 упоминаний слов с основой «росси…» против 208, а о США писали столько же: 6 против 8, но сюда же добавим 11 «америк…» в 2016 году и 9 в 2013. В обеих версиях было три Китая, но 2013 году 31 раз упоминались слова «европ…» - на 8 больше, чем в 2016. 12 раз в нынешней версии говорится об СНГ, 16 – в предыдущей. В 2013 году совсем не было Сирии, в 2016 их оказалось целых четыре, правда, все в отдельном (93) пункте, специально посвящённом ей. Украина упомянута единожды в обеих версиях, но в 2016 году говорится ещё и о «внутриукраинском конфликте». Вообще в 2016 году в документе есть 15 «конфликтов» и 2 напряжённости, одна из которых вполне конкретная – на Корейском полуострове. Слово «война» употребляется в тексте 4 раза, три из которых с предикатом «Вторая мировая». В 2013 году 2 «войны», 2 напряжённости (в этот раз без Корей) и 14 «конфликтов». 16 раз в предыдущей версии говорилось о «терроре», в нынешней – 35. «Переговоров» в 2016 – 6, в 2013 – на одни меньше.
Если сравнивать построчно первые разделы, посвящённые общим положениям, можно констатировать, что они почти не изменились. Например, исчез абзац, за который на любом экзамене по международным отношениям студент бы получил выговор от преподавателя за большое количество «воды»: «Стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI века, усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня». Добавился ранее отсутствующий пункт про СМИ: «укрепление позиций российских средств массовой информации и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведение до широких кругов мировой общественности российской точки зрения на международные процессы» - теперь это одна из задач, на решение которой направлена внешнеполитическая деятельность государства. В 2013 году СМИ упоминаются дважды, в 2016 – четырежды. Наверное, правозащитники расстроятся из-за того, что из новой версии документа исчезли слова «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - обеспечением защищенности личности, общества…». Теперь они заменены на «В целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов…». И то, и другое – о цели, которой посвящена внешняя политика государства.
Второй раздел «Современный мир и внешняя политика Российской Федерации» в 2013 году начинался пассажем о мировом финансовом кризисе. Буква в букву осталась фраза «Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион», к которой добавили известия о том, что «сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике». Появился принципиально новый абзац про «мягкую силу»: «Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится использование для решения внешнеполитических задач инструментов "мягкой силы", прежде всего возможностей гражданского общества, информационно-коммуникационных, гуманитарных и других методов и технологий, в дополнение к традиционным дипломатическим методам», хотя пока ни МИД, ни Кремль не умеют использовать этот инструмент (отдельные эффективные проявления по типу Фонда Горчакова – пока, скорее, образ желаемого завтра, чем системная реальность). Если в предыдущей версии, в два раза меньше нынешней упоминавшей терроризм, у мирового зла не было названия, то теперь уже 15 пункт документа упоминает «Исламское государство», которое подняло «насилие на невиданный уровень жестокости».
Третий раздел «Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем» в обоих документах начинается с подчёркивания важности и незыблемости роли ООН как мирового арбитра. Первый пункт в абзаце про его укрепление («обеспечение незыблемости ключевых положений и принципов Устава ООН») дополнен в 2016 году строчками «в том числе относящихся к итогам Второй мировой войны и действиям, предпринятым или санкционированным в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами». 62 слова о необходимости сохранения статуса СБ ООН из 2013 года повторены точь-в-точь. В отношении взаимодействия с блоками будущее («Россия будет наращивать») сменилось настоящим («Россия наращивает»). Сами блоки сохранили иерархию: «Группа двадцати», БРИКС, ШОС, РИК с той разницей, что следовавшая за БРИКС «Группа восьми» из документа-2016 исчезла. Знаменательная смена прилагательных состоялась в подразделе «Укрепление международной безопасности»: договору с США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Россия придаёт теперь «важное», а не «приоритетное» значение. Кроме того, Россия больше не «выступает за создание глобального режима ракетного нераспространения на основе юридически обязывающей договоренности и за придание глобального характера обязательствам по Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности».
Иерархия региональных приоритетов – четвёртый раздел – изменился не сильно. На первом месте по традиции СНГ. Но если в 2013 году документ сразу рассказывал, как именно страна выстраивает отношения с партнёрами по Содружеству, то в 2016 он, после СНГ, тут же стремится упомянуть Союзное государство с Белоруссией («стратегическое взаимодействие в целях развития интеграционных процессов во всех сферах»), потом ЕАЭС («ключевая задача – углубление и расширение интеграции»), после которого ОДКБ («один из важнейших элементов современной системы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве»). Очевидно, что важность СНГ подчёркивается (как минимум, пациент, скорее, жив, чем мёртв), но региональные экономические и военно-политические союзы внутри него явно увеличили свою эффективность.
В 2013 году сразу после абзаца про ЕАЭС авторы сообщали, что Россия будет «выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам». Украина и теперь сохраняет статус первой упомянутой после блока про СНГ страны, но места в тексте занимает больше: «Россия заинтересована в развитии всего многообразия политических, экономических, культурных и духовных связей с Украиной на основе взаимоуважения, выстраивании партнерских отношений при соблюдении своих национальных интересов. Во взаимодействии со всеми заинтересованными государствами и международными структурами Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта». По сравнению с 2013 годом Абхазия с Южной Осетией опередили на одну строчку Приднестровье с Нагорным Карабахом, о которых теперь говорится то же самое, но уже после кавказских новых суверенных государств: пассажи о решении «приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья» и «урегулировании Нагорно-карабахского конфликта во взаимодействии с другими государствами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ» остались без изменений. Не изменён абзац и про Грузию, которой документ по-прежнему сообщает, что страна «заинтересована в нормализации отношений в тех сферах, в которых к этому готова грузинская сторона, при учете политических реалий, сложившихся в Закавказье» (в общем, отзыва признания РА и РЮО не предвидится).
В 2013 году сразу после дипломатических реверансов в адрес партнёров в Черноморском и Каспийском регионах шли мантры об общецивилизационных корнях с Западом. В 2016 году КВП критически осмысливает наши отношения. «Накопившиеся в течение последней четверти века системные проблемы в Евро-Атлантическом регионе, выразившиеся в осуществляемой НАТО и ЕС геополитической экспансии при нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества, вызвали серьезный кризис в отношениях между Россией и государствами Запада. Проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность, наносит ущерб долгосрочным интересам всех сторон, противоречит возрастающей в современных условиях потребности в сотрудничестве и противодействии транснациональным вызовам и угрозам». Лишь после этого повторяются привычные слова дипломатов о «равноправном сотрудничестве и атмосфере доверия».
Вообще подраздел, посвящённый западу, читать грустно. Исчезло упоминание «Партнёрства для модернизации», правда, Россия всё ещё хочет «продвижения к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана» и даже говорит о «поэтапной отмене визового режима на взаимной основе» (вредно ли мечтать?). В 2013 году о либерализации визового режима говорилось в адрес США, но никак не Европы. Тогда же европейские партнёры выглядели чуть более полно, чем теперь. В списке Германии, Франции и Италии Нидерланды сменились Испанией, а фраза «Россия хотела бы, чтобы в этом же русле использовался потенциал взаимодействия с Великобританией» исчезла напрочь.
Сложная структура документа – необходимость руководствоваться географическим принципом при перечислении региональных приоритетов – также может обмануть читателя. Стратегический партнёр КНР упоминается после Северной Европы, Арктики, Канады, АСЕАН, что, конечно, совершенно не соответствует месту Китая в российской внешней политике. Далее в КВП следуют дискурсивные экзерсисы на тему поиска синонимичных глаголов в отношении конкретных стран. К примеру, с Монголией мы будем «укреплять традиционно дружественные связи», с Японией «выстраивать добрососедское сотрудничество», с Вьетнамом «последовательно углублять всеобъемлющее стратегическое партнерство», а с Индонезией, Таиландом, Сингапуром и Малайзией «расширять многоплановое сотрудничество».
Наконец, пятый раздел «Формирование и реализация внешней политики» вряд ли может быть интересен тем, кто не воспринимает многотонные лингвистические конструкции российской бюрократии в отношении самой себя. Последним абзацем актуальная версия сообщает, что «для финансирования внешнеполитических мероприятий могут привлекаться на добровольной основе внебюджетные средства в рамках государственно-частного партнерства». Последние строки документа-2013 «последовательное осуществление государственной внешней политики России призвано создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов РФ в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики» в 2016 году оказались лишними.
Автор - старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.
И хотя в значительной степени текст документа цитирует и повторяет предшествующий - его тональность серьезно изменилась. Она стала более конкретной, стало меньше обтекаемых конструкций, в концепции прямо проговариваются разногласия, которые за последние три года возникли у Москвы с западными державами. Зафиксирован интерес к более интенсивному сотрудничеству с азиатскими государствами. В концепции изменилась позиция по Украине и впервые упоминается Сирия.
Новые задачи: упрочнение и укрепление
Были названы две новые задачи России на внешнеполитическом направлении. Во-первых, это "упрочение позиций России как одного из влиятельных центров современного мира". Во-вторых, "укрепление позиций российских СМИ и массовых коммуникаций в глобальном информационном пространстве и доведения до широких кругов мировой общественности российской точки зрения".
Фактор силы. Повышение
Раньше обговаривалось, что "Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях". Теперь в концепции с сожалением отмечается, что "повышается роль фактора силы в международных отношениях" и "возрастают риски региональных конфликтов и эскалации кризисов". Россия "готова к новым вызовам".
Против "смены режимов"
Москва впервые декларирует намерение противодействовать "попыткам вмешательства во внутренние дела государств в целях осуществления неконституционной смены власти, в том числе посредством поддержки негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации". При этом "видит свои задачи в том, чтобы не допускать осуществления под предлогом реализации концепции "ответственность по защите" военных интервенций и прочих форм стороннего вмешательства, нарушающих нормы международного права, в частности принцип суверенного равенства государств".
Отношение к расширению НАТО - негативное
И в старой, и в новой версиях документа отмечено, что "Россия будет выстраивать отношения с НАТО с учетом степени готовности альянса к равноправному партнерству". Раньше отдельным пунктом фиксировалась также "стратегическая общность целей со всеми государствами Евро-Атлантического региона, в том числе со странами - членами НАТО, по поддержанию мира и стабильности, противодействию общим угрозам безопасности: международному терроризму, распространению оружия массового уничтожения, морскому пиратству, незаконному обороту наркотиков, природным и техногенным катастрофам". Сейчас этот пункт исчез. Также исчез пункт о взаимодействии с НАТО в Афганистане.
Вместо него появились тезисы о "геополитической экспансии" НАТО и "нежелании приступить к реализации политических заявлений о формировании общеевропейской системы безопасности и сотрудничества".
США. Разворот над Атлантикой
Оценка роли США и характер отношений с Вашингтоном поменялись кардинально. Раньше в концепции говорилось о "взаимовыгодном сотрудничестве", "подлинно партнерском взаимодействии" и "особой ответственности обоих государств за глобальную стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом". Сейчас документ фиксирует, что "проводимый США и их союзниками курс на сдерживание России, оказание на нее политического, экономического, информационного и иного давления подрывает региональную и глобальную стабильность". Есть очень жесткий пункт про то, что "Россия не признает экстерриториального осуществления США своей юрисдикции вне рамок международного права" и требует от Штатов "соблюдения норм международного права".
Европа. Похолодание
В предыдущей версии концепции Россия была названа "неотъемлемой, органичной частью европейской цивилизации". В новую версию этот тезис не попал, хотя и сохранились пункты о важности экономического, политического и культурного сотрудничества с ЕС. Великобритания в новой концепции вообще не упоминается, хотя до этого обговаривалась "активизация взаимовыгодных двусторонних связей".
Китай и Индия. Историческая дружба
Если раньше Китай достаточно дежурно упоминался как "партнер" и никаких разъяснений характера этого партнерства не делалось, то теперь вместе с Пекином Москва нацелилась на "противодействие новым вызовам и угрозам, решение острых региональных и глобальных проблем, сотрудничество в международных организациях и многосторонних объединениях". То же самое касается Индии. Раньше это просто "член БРИКС" и "партнер". Согласно же новой версии концепции Россия выступает "за дальнейшее углубление особо привилегированного стратегического партнерства с Республикой Индией, основанного на совпадении внешнеполитических приоритетов, исторической дружбе и глубоком взаимном доверии".
Украина. Больше не приоритет
Раньше Москва обозначала намерение "выстраивать отношения с Украиной как приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам". Сейчас говорится лишь о заинтересованности в развитии "многообразия связей", а также что "Россия приложит необходимые усилия для политико-дипломатического урегулирования внутриукраинского конфликта".
Сирия. За политическое урегулирование
В новой версии документа впервые упоминается Сирия и то, что Россия "выступает за политическое урегулирование ситуации" в этой стране. При этом Москва поддерживает "единство, независимость и территориальную целостность" республики "как светского, демократического, плюралистического государства".
"Невиданный уровень жестокости"
Отдельный пункт концепции посвящен террористической организации "Исламское государство" (организация запрещена в России. - Прим. ТАСС)
, "поднявшей насилие на невиданный уровень жестокости", и необходимости создания широкой международной антитеррористической коалиции "без политизации и двойных стандартов".
Новые горизонты ЕАЭС
В концепции впервые упоминаются Армения и Киргизия как страны, вступившие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом тоже впервые отмечается способность ЕАЭС "сыграть важную роль в деле гармонизации интеграционных процессов" не только в Евразийском регионе, но и собственно в Европейском. Тут стоит вспомнить, что недавно ЕАЭС начал переговоры с Сербией об унификации торгового режима.
Андрей Веселов
Новая Концепция внешней политики Российской Федерации была утверждена Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Этот документ представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности России. Стремительное ускорение глобальных процессов в XXI в., усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы. В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности, в качестве которого принято обеспечение защищенности личности, общества и государства, главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей :
- 1) обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
- 2) создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
- 3) активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы;
- 4) формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
- 5) развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов;
- 6) укрепление торгово-экономических позиций России в системе мирохозяйственных связей, дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов за рубежом, недопущение дискриминации российских товаров, услуг, инвестиций, использование возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций в этих целях;
- 7) всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека;
- 8) распространение и укрепление позиций русского языка в мире, популяризация культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом;
- 9) содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.
Главной, знаковой чертой современного этапа международного развития являются глубинные сдвиги в геополитическом ландшафте, мощным катализатором которых стал глобальный финансово-экономический кризис. Международные отношения переживают переходный период, существо которого заключается в формировании полицентпричной международной системы. На современном этапе традиционные военно-политические союзы не могут обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз, являющихся трансграничными по своему характеру. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия , опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач.
Возрастает конкуренция вокруг распределения стратегических ресурсов, которая лихорадит сырьевые биржи и рынки. Глобальная конкуренция впервые в новейшей
истории приобретает цивилизационное измерение и выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики. Все более громко заявляет о себе культурно-цивилизационное многообразие современного мира.
Оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к своим цивилизационным корням отчетливо прослеживается в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление общества зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд первоочередных приоритетов мировой политики задачу предотвращения межцивилизационных разломов, наращивания усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.
На первый план в современной международной политике выходят новые вызовы и угрозы, имеющие трансграничную природу . Стремительно возрастают их уровни, диверсифицируются характер и география. Прежде всего это опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, международный терроризм, неконтролируемый трафик оружия и боевиков, радикализация общественных настроений, провоцирующая религиозный экстремизм и этноконфессиональные антагонизмы, нелегальная миграция, морское пиратство, незаконный оборот наркотиков, коррупция, региональные и внутренние конфликты, дефицит жизненно важных ресурсов, демографические проблемы, глобальная бедность, экологические и санитарно-эпидемиологические вызовы, изменение климата, угрозы информационной и продовольственной безопасности. Глубоко трансформируется транснациональная организованная преступность, приобретающая в условиях глобализации макроэкономическое измерение, что приводит к появлению новых криминальных центров силы, аккумулирующих значительные ресурсы и последовательно расширяющих сферы своего влияния, в том числе путем проникновения во властные структуры различных государств, финансовые и экономические институты, установ
ления связей с террористическими и экстремистскими организациями.
Неотъемлемой составляющей современной международной политики становится мягкая сила – комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии. Вместе с тем усиление глобальной конкуренции и накопление кризисного потенциала ведут к рискам подчас деструктивного и противоправного использования мягкой силы и правозащитных концепций в целях оказания политического давления на суверенные государства, вмешательства в их внутренние дела, дестабилизации там обстановки, манипулирования общественным мнением и сознанием, в том числе в рамках финансирования гуманитарных проектов и проектов, связанных с защитой нрав человека, за рубежом.
Фундаментальный характер и стремительный темп перемен создают для Российской Федерации, наряду с серьезными рисками, одновременно и новые возможности. Россия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, продиктованный ее национальными интересами и опирающийся на безусловное уважение международного права. Внешняя политика России является открытой, предсказуемой и прагматичной. Она характеризуется последовательностью, преемственностью и отражает уникальную, сформировавшуюся за века роль нашей страны как уравновешивающего фактора в международных делах и в развитии мировой цивилизации.
- См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013) // Официальный сайт компании "Консультант Плюс". URL: consultant.ru (дата обращения: 29.04.2013).
Бурганова И.Н.
ORCID: 0000-0003-3634-1141, Кандидат политических наук, Оренбургский государственный педагогический университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РФ В РЕДАКЦИИ 2000 Г. И 2013 Г. В ОЦЕНКЕ ВЫЗОВОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Аннотация
В статье показано ретроспективное видение Концепции внешней политики Российской Федерации в редакции 2000 г. и 2013 г. соответственно. Проведен сравнительный анализ содержания классических и новых вызовов и угроз, дестабилизирующих состояние национальной и международной безопасности. Обращается внимание на основные способы решения ключевых проблем международной повестки дня. Приводится сравнительная характеристика индикаторов внешней политики Российской Федерации в соответствии с Концепциями 2000 г. и 2013 г.
Ключевые слова: Концепция внешней политики РФ, национальная и международная безопасность, вызовы и угрозы национальной и международной безопасности.
Burganova I.N.
ORCID: 0000-0003-3634-1141, PhD in Political Science, Orenburg state pedagogical University
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FOREIGN POLICY CONCEPT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE ASSESSMENT OF CHALLENGES NATIONAL AND INTERNATIONAL SECURITY
Abstract
The article shows a retrospective vision of the Russian Federation Foreign Policy Concept as amended in 2000 and 2013, respectively. A comparative analysis of the contents of classic and new challenges and threats, destabilizing the state of national and international security. Attention is drawn to the main solutions to the key issues of the international agenda. Comparative characteristics of the Russian Federation’s foreign policy indicators in accordance with the concepts of 2000 and 2013 .
Keywords: The concept of Russia’s foreign policy, national and international security challenges and threats to national and international security.
Введение. Концепция внешней политики РФ (далее Концепция)– долгосрочный документ, который отображает точку зрения высшего политического истеблишмента «на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности Российской Федерации». Поскольку концепция служит отправной точкой в понимании самого содержания курса внешней политики России в системе современных международных отношений, то нам необходимо обратить внимание на следующие вопросы:
- Как менялось ретроспективное видение Концепции внешней политики РФ в 2000 г. и в 2013 г.
- Каковы вызовы, угрожающих национальной безопасности РФ и международному сообществу в указанный период времени.
- Как соотносятся вопросы международной и национальной безопасности в данном документе.
- Каковы основные способы решения Российской Федерации проблем международной и национальной безопасности в Концепции.
Результаты и их обсуждение.
Первоначальный вариант Концепции был выработан в 2000 г., когда Российская Федерация смогла отойти от экономического и политического коллапса 1991 г. Внешнеполитический курс пореформенной России соответствовал двум ключевым доктринам. С одной стороны, американизм А. Козырева, заточенный на равноправный союз Кремля с западными партнерами, в том числе и США, который не оправдался. С другой – ось «Москва-Пекин-Дели» Е. Примакова, которая также не смогла реализоваться из-за противоречий между Китаем и Индией.
С началом 2000-х гг. РФ продемонстрировало иной взгляд на собственную внешнюю политику и международные отношения в целом. С выходом страны из тяжелейшего экономического кризиса Москва приобрела мощные политические дивиденды. Россия повысила статусное значение в мировой табели о рангах . Поэтому принятие данного документа соответствовала двум целевым ориентирам. Во-первых, важно было понять общую конфигурацию системы международных отношений с учетом появления новых вызовов и угроз. Во-вторых, возникла необходимость «переосмысления общей ситуации вокруг РФ» и определения приоритетов ее внешнеполитической деятельности .
Анализ содержания Концепции позволяет говорить о смене акцентов в участии РФ во внешнеполитической сфере. Если после распада Советского Союза Россия была больше обеспокоена решением проблем во внутренней политики и поддержанием безопасности по периметру своих границ, то в 2000-е гг. . Кремль демонстрирует заинтересованность в вопросах поддержания безопасности в мире. Показательным является то, что в Концепции главнейшей угрозой было обозначено «создание однополярной структуры мира при доминировании США» , которая приводит к принятию решений в политических институтах обеспечения коллективной безопасности в соответствии с западными стандартами, а это сказывается на статусе Совета Безопасности ООН.
По Концепции 2000 г. можно увидеть, что РФ, обеспокоена двумя параллельными процессами, влияющие в целом на роль национального актора в системе международных отношений. С одной стороны, глобальные вызовы, способствуют нивелированию авторитета национального государства по сравнению с другими участниками международного сообщества. Усилия одного национального актора по решению глобальных проблем недостаточны и требуется необходимая субсидиарная воля на уровне международных правительственных организаций (МПО). С другой – «неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты» заставляет национальное государство формировать пояс «добрососедства по периметру российских границ» . Принятие новой редакции Концепции внешней политики РФ 2013 г. показывает, что взгляд Москвы на систему международных отношений трансформировался.
Во-первых, произошло сокращение возможностей «Запада доминировать в мировой политике и экономике» . Появление новых игроков, способных составить конкуренцию однополярному господству США, отображается, прежде всего, в шагах РФ по поиску партнеров в противодействии Вашингтону . Кремль диверсифицирует направления внешней политики в сторону таких форматов, как БРИКС и ШОС .
Во-вторых, «оборотной стороной процессов глобализации становится тенденция повышения значения фактора цивилизационной идентичности» . События на Ближнем Востоке и Северной Африки для РФ стали очередным доказательством, что попытки западных стран навязывания ценностей демократии и либерализма исламским государствам ведут к «столкновению цивилизаций по линии разломов» .
По Концепции 2000 г. можно заметить, что существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности. То есть содержание документа демонстрирует четкое понимание, что современные вызовы угрожают безопасности и государства, и всему мировому сообщества. Таковыми угрозами были обозначены: проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; международный терроризм; транснациональная организованная преступность; оборот наркотиков и оружия. В Концепции подчеркивается, что наличие таких серьезных угроз «предопределяет ответственность России за поддержание безопасности» в мировом масштабе, т.к. РФ является крупнейшей евразийской державой .
Однако компаративистский анализ Концепции 2013 г. показывает, что содержание угроз изменилось. К стандартным вызовам, обозначенным в Концепции 2000 г. добавились следующие: радикализация отношений в социуме; миграция нелегалов; морское пиратство; проблемы коррупции; дефицит жизненно важных ресурсов; проблема бедности в глобальном масштабе; экологические вызовы; изменения климатических условий; угрозы информационной и продовольственной безопасности.
Также в Концепции 2013 г. большое внимание уделяется проблемам реидеологизации международных отношений. То есть основной фокус переносится с вопросов национальной безопасности на уровень международной безопасности. Возможное объяснение такой ситуации можно найти в росте взаимозависимости государств, когда решение ключевых проблем международной повестки дня невозможно усилиями одного национального актора. К тому же глобальные процессы характеризуются «неуправляемостью в международных делах» . РФ сегодня видит «опасность для международного мира и стабильности» в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН . Поскольку это ведет «к расширению конфликтного пространства и приводит к межгосударственным противоречиям .
Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества участвовать «в многосторонних структурах» для решения общих целей . Такая обратная корреляция позволяет говорить о том, что чем больше открытость и прозрачность территориальных границ национальных акторов (государств), тем больше проявляются зоны нестабильности от которых страдает национальная безопасность страны, тем сильнее точки соприкосновения уровней национальной и международной безопасности, что ведет к повышению стабильности всей международных отношений.
Поскольку Концепция – это программный документ, то раскрытие способов решения проблем международной и национальной безопасности предполагает рассмотрение теоретических и практических шагов в указанном направлении. В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила». Такой способ предполагает опору «на возможности гражданского общества» и другие инструменты классической дипломатии . Однако в документе 2013 г. делается акцент на то, что использование «мягкой силы» не является целесообразным «в условиях оказания политического давления на суверенные государства …» . Ригидность внешнеполитического курса РФ в соответствии с нормами международного права проводится отчасти с опорой на силовые приемы и инструменты. Это можно увидеть на примере военной операции Вооруженными силами РФ против ИГИЛ после трагедии на Синайском п-ове . Россия однозначно продемонстрировало полную готовность по нейтрализации угроз как национальной, так и международной безопасности, вплоть до применения летального оружия, бомбежек с воздуха и пр.
Выводы .
- Принятие Концепции внешней политики в старой и новой редакции было связано с общим пониманием сложившейся конфигурации международных отношений в целом и места в них РФ.
- Ретроспективный анализ содержания Концепции показывает, что произошла смена акцентов в рассмотрении ключевых вопросов международной повестки дня российским политическим истеблишментом. Если в 2000-е гг. главнейшей угрозой было обозначено создание однополярной структуры во главе с США», то в новой редакции Концепции 2013 г. указывается, что произошло сокращение возможностей западных стран в доминировании как в мировой политике, так и в экономике на фоне повышения значения фактора цивилизационной идентичности, и, как следствие, проблемы «столкновения цивилизаций по линии разломов» .
- По Концепции 2000 г. существует тенденция к симметричности национальной и международной безопасности, т.е. вызовы угрожают не только безопасности государства, но и всему мировому сообщества. Данные угрозы скорее связаны с применением оружия массового уничтожения, явлений международного терроризма и оборотом наркотиков. Однако в Концепции 2013 г. к стандартным вызовам, добавились радикализация отношений в обществе, миграция нелегалов, изменения климатических условий, угрозы информационной и продовольственной безопасности и пр. Такая постановка показывает, что транспарентность национальных границ ведет к большей взаимозависимости государств и появлению невоенных угроз, угрожающих безопасности всего международного сообщества.
- Глобальные процессы характеризуются «сползанием к хаосу и неуправляемости в международных делах». РФ сегодня видит опасность для коллективной безопасности в односторонних силовых приемах внешнеполитической деятельности вне правового поля Устава ООН и Совбеза ООН. Поскольку это ведет к гонке вооружений и возрастанию межгосударственных противоречий .
- Любое национальное государство (в том числе и РФ) принимает непосредственное участие в процессах глобализации и региональных сообществах. Поэтому оно не застраховано от экономических рисков, связанных с мировым финансовым кризисом и пр. Вообще расширение списка угроз как национальной, так и международной безопасности можно рассматривать, как: возрастание взаимозависимости государств (национальных акторов) международного сообщества; увеличение транснационального состава участников, ведущего к фрагментации вызовов; смену приоритетов во внешнеполитической деятельности государства на международной арене с реалисткой парадигмы на либеральный и транснациональный подходы, т.е. в условиях «игры с ненулевой суммы» сотрудничество является способом решения важнейших вопросов международной повестки дня, чем война.
- В Концепции 2000 г. и 2013 г. основным инструментом ведения внешнеполитической деятельности является «мягкая сила» .
- Процессы глобализации неоднозначно повлияли на всю систему международной отношений. С одной стороны, транспарентность национальных границ повлекла за собой кумулятивный эффект пересечения вопросов национальной и международной безопасности. Поэтому национальное государство, участвуя в различных форматах международного правительственных организаций (МПО) с помощью синергетического эффекта нивелирует угрозы как национальной, так и международной безопасности. С другой – увеличение вызовов и угроз способствовало созданию феномена «сетевая дипломатия», которая позволяет участникам международного сообщества находить коллективные ответы на непростые вопросы международной повестки дня.
Литература
- Концепция внешней политики Российской Федерации 2000 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/ (дата обращения: 25.03. 2016 г.).
- Концепция внешней политики Российской федерации 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://archive.mid.ru/brpnsf/(дата обращения: 26.03. 2016 г.).
- Бурганова, И.Н. Компаративисткий анализ внешней политики Советского Союза после II Мировой войны на Ближнем Востоке / И.Н. Бурганова // В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 691-700.
- Бурганова, И.Н. Релевантность российской внешней политики в постсоветском пространстве в условиях многовекторности / И.Н. Бурганова // Управление мегаполисом. 2014. № 5 (41). С. 140-145.
- Бурганова, И.Н. Теория и практика региональной интеграции на постсоветском пространстве в современных условиях: соотношение экономики и политики / И.Н. Бурганова И.Н. В мире научных открытий. 2015. № 7.2 (67). С. 700-707.
- Калюжный, В.Г. Контуры мирового устройства в XXI веке (теоретический анализ) / В.Г. Калюжный // Власть. 2009. № 11. С. 75-78. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 23.03. 2016 г.).
- Штурба, Е.В. Изменение концептуальных основ внешней политики российской Федерации в условиях глобализации / Е.В. Штурба // Историческая и социально-образовательная мысль. № 2. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 21.03.2016)
References
- Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2000 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
- Foreign Policy Concept of the Russian Federation 2013 – Rezhim dostupa: http://archive.mid.ru/brp_4.nsf/ (data obrashhenija 03. 2016 г.).
- Burganova, I.N. Comparative analysis of the foreign policy of the Soviet Union after World War II in the Middle East / I. Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 691-700.
- Burganova, I.N. Relevance of Russian foreign policy in the post-Soviet space in terms of multi-vector / I.N. Burganova // Management metropolis. 2014. N. 5 (41). P.140-145.
- Burganova, I. Theory and practice of regional integration in the post-Soviet space in modern conditions: the ratio of the economy and politics / I.N . Burganova // In the world of scientific discoveries. 2015. № 7.2 (67). P. 700-707.
- Kalyuzhny, V.G. The contours of world order in the XXI century (theoretical analysis) / V.G. Kalyuzhny // Power. 2009. № 11. C. 75-78. - Rezhim dostupa: http://cyberleninka.ru/ (data obrashhenija 03.2016).
- Shturba, EV Changing the conceptual foundations of Russian foreign policy in the context of globalization / E.V. Shturba // Historical and socio-educational thought. 2009. № 2. ] – Rezhim dostupa:: http://cyberleninka.ru (data obrashhenija 21.03.2016).
- Huntington S.P. The Clash of Civilizations. New York: Simon & Schuster.
КОНЦЕПЦИЯ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России.
Правовую базу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24.
Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI века, потребовала переосмысления общей ситуации вокруг Российской Федерации, приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. Наряду с определенным укреплением международных позиций Российской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с формированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром, как это предполагалось в Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденных распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 284-рп, и в других документах.
Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:
обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;
воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;
создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;
формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;
всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;
содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.
II. Современный мир и внешняя политика
Российской Федерации
Современный мир переживает фундаментальные и динамичные перемены, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Россия - активный участник этого процесса. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, обладая значительным потенциалом и ресурсами во всех областях жизнедеятельности, поддерживая интенсивные отношения с ведущими государствами мира, она оказывает существенное влияние на формирование нового мироустройства.
Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и последовательное преодоление последствий "холодной войны", продвижение российских реформ существенно расширили возможности сотрудничества на мировой арене. Сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта. При сохранении значения военной силы в отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно - технические, экологические и информационные факторы. На передний план в качестве главных составляющих национальной мощи Российской Федерации выходят ее интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, степень сопряжения научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и диверсификация экономических связей. Сложилась устойчивая ориентация подавляющего большинства государств на рыночные методы хозяйствования и демократические ценности. Осуществление крупного прорыва на ряде ключевых направлений научно - технического прогресса, ведущего к созданию единого общемирового информационного пространства, углубление и диверсификация международных экономических связей придают взаимозависимости государств глобальный характер. Создаются предпосылки для построения более стабильного и кризисоустойчивого мирового устройства.
В то же время в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США. При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делается на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН.
Стратегия односторонних действий может дестабилизировать международную обстановку, провоцировать напряженность и гонку вооружений, усугубить межгосударственные противоречия, национальную и религиозную рознь. Применение силовых методов в обход действующих международно - правовых механизмов не способно устранить глубинные социально - экономические, межэтнические и другие противоречия, лежащие в основе конфликтов, и лишь подрывает основы правопорядка.
Россия будет добиваться формирования многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов.
Гарантия эффективности и надежности такого мироустройства - взаимный учет интересов. Миропорядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете права и широкой демократизации международных отношений.
Интересы России непосредственно связаны и с другими тенденциями, среди которых:
глобализация мировой экономики. Наряду с дополнительными возможностями социально - экономического прогресса, расширения человеческих контактов такая тенденция порождает и новые опасности, особенно для экономически ослабленных государств, усиливается вероятность крупномасштабных финансово - экономических кризисов. Растет риск зависимости экономической системы и информационного пространства Российской Федерации от воздействия извне;
усиление роли международных институтов и механизмов в мировой экономике и политике ("Группа восьми", МВФ, МБРР и другие), вызванное объективным ростом взаимозависимости государств, необходимостью повышения управляемости международной системы. В интересах России - полноформатное и равноправное участие в разработке основных принципов функционирования мировой финансово - экономической системы в современных условиях;
развитие региональной и субрегиональной интеграции в Европе, Азиатско - Тихоокеанском регионе, Африке и Латинской Америке. Интеграционные объединения приобретают все большее значение в мировой экономике, становятся существенным фактором региональной и субрегиональной безопасности и миротворчества;
военно - политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма. Интеграционные процессы, в частности в Евро - Атлантическом регионе, имеют зачастую избирательно - ограничительный характер. Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела. Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия.
Угрозы, связанные с указанными тенденциями, усугубляются ограниченностью ресурсного обеспечения внешней политики Российской Федерации, что затрудняет успешное отстаивание ее внешнеэкономических интересов, сужает рамки ее информационного и культурного влияния за рубежом.
Вместе с тем Российская Федерация имеет реальный потенциал для обеспечения достойного места в мире. Определяющее значение в этом плане имеют дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского общества и скорейший переход к устойчивому экономическому росту.
В последние десятилетия Россия смогла использовать дополнительные возможности международного сотрудничества, которые открываются в результате коренных преобразований в стране, существенно продвинулась по пути интеграции в систему мировых хозяйственных связей, вступила в ряд влиятельных международных организаций и институтов. Ценой напряженных усилий удалось по ряду принципиальных направлений укрепить позиции России на мировой арене.
Российская Федерация проводит самостоятельную и конструктивную внешнюю политику. Она основывается на последовательности и предсказуемости, взаимовыгодном прагматизме. Эта политика максимально прозрачна, учитывает законные интересы других государств и нацелена на поиск совместных решений.
Россия - это надежный партнер в международных отношениях. Общепризнана ее конструктивная роль в решении острых международных проблем.
Отличительная черта российской внешней политики - сбалансированность. Это обусловлено геополитическим положением России как крупнейшей евразийской державы, требующим оптимального сочетания усилий по всем направлениям. Такой подход предопределяет ответственность России за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне, предполагает развитие и взаимодополнение внешнеполитической деятельности на двусторонней и многосторонней основе.
III. Приоритеты Российской Федерации
в решении глобальных проблем
Успешная внешняя политика Российской Федерации должна быть основана на соблюдении разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения. Сосредоточение политико - дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах - адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны. Многообразие и сложность международных проблем и наличие кризисных ситуаций предполагают своевременную оценку приоритетности каждой из них во внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Необходимо повысить эффективность политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета России и ее национальной экономики в условиях глобализации.
1. Формирование нового мироустройства
Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, основанной на принципах равноправия, взаимного уважения и взаимовыгодного сотрудничества. Эта система призвана обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных областях.
Главным центром регулирования международных отношений в XXI веке должна оставаться Организация Объединенных Наций. Российская Федерация будет решительно противодействовать попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах.
Усиление консолидирующей роли ООН в мире предполагает:
неуклонное соблюдение основополагающих принципов Устава ООН, включая сохранение статуса постоянных членов Совета Безопасности ООН;
рациональное реформирование ООН в целях развития ее механизма быстрого реагирования на происходящие в мире события, включая наращивание ее возможностей по предотвращению и урегулированию кризисов и конфликтов;
дальнейшее повышение эффективности Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, придание этому органу большей представительности за счет включения в его состав новых постоянных членов, в первую очередь авторитетных развивающихся государств. Реформирование ООН должно исходить из незыблемости права вето постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Россия придает большое значение своему участию в группе восьми наиболее развитых индустриальных государств. Рассматривая механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из существенных средств отстаивания и продвижения своих внешнеполитических интересов, Российская Федерация намерена наращивать взаимодействие с партнерами по этому форуму.
2. Укрепление международной безопасности
Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств;
готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав при том условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия будет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Реализация США планов создания противоракетной обороны территории страны неизбежно вынудит Российскую Федерацию принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности;
подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий. Российская Федерация - твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Российская Федерация намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира;
уделяет особое внимание такому аспекту укрепления стратегической стабильности, как обеспечение информационной безопасности;
считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и, в конкретных случаях, региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;
исходит из того, что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Российская Федерация исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе четкого соблюдения норм международного права и Устава ООН;
будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам;
рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Прямая обязанность любого государства - защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам;
будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.
3. Международные экономические отношения
Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:
обеспечить благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда;
добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;
способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны;
содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций;
содействовать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики;
обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом;
приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам;
формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно - правовую базу в экономической сфере.
Россия должна быть готова к использованию всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.
Учитывая возрастание угрозы глобальных катастроф природного и техногенного характера, Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества.
4. Права человека и международные отношения
Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы:
добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права;
защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями;
развивать международное сотрудничество в области гуманитарного обмена;
расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека;
продолжить приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России.
5. Информационное сопровождение
внешнеполитической деятельности
Важным направлением внешнеполитической деятельности Российской Федерации является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества. На передний план выдвигается задача формирования за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом сути внутренней политики России, происходящих в стране процессов. Актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом.
IV. Региональные приоритеты
Приоритетным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны.
Упор будет делаться на развитии добрососедских отношений и стратегического партнерства со всеми государствами - участниками СНГ. Практические отношения с каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников.
Исходя из концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия будет определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами - участниками СНГ как в целом в СНГ, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности. Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств.
Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно - политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.
Серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов. В частности, Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга.
Российская Федерация будет прилагать усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия.
Отношения с европейскими государствами - традиционное приоритетное направление внешней политики России. Главной целью российской внешней политики на европейском направлении является создание стабильной и демократической системы общеевропейской безопасности и сотрудничества. Россия заинтересована в дальнейшем сбалансированном развитии многофункционального характера Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и будет прилагать усилия в этом направлении.
Важно максимально использовать накопленный этой организацией после принятия в 1975 году хельсинкского Заключительного акта нормотворческий потенциал, полностью сохраняющий свою актуальность. Россия будет решительно противодействовать сужению функций ОБСЕ, в частности попыткам перепрофилировать ее деятельность на постсоветское пространство и Балканы.
Россия будет добиваться превращения адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе в эффективное средство обеспечения европейской безопасности, а также придания мерам доверия всеобъемлющего характера, включающего, в частности, коалиционную деятельность и деятельность военно - морских сил.
Исходя из собственных потребностей в построении гражданского общества, Россия намерена продолжать участвовать в деятельности Совета Европы.
Ключевое значение имеют отношения с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в Европе. Это расширение ЕС, переход к единой валюте, институциональная реформа, становление общей внешней политики и политики в области безопасности, оборонной идентичности. Рассматривая эти процессы как объективную составляющую европейского развития, Россия будет добиваться должного учета своих интересов, в том числе применительно к сфере двусторонних отношений с отдельными странами - членами ЕС.
Российская Федерация видит в ЕС одного из своих важнейших политических и экономических партнеров и будет стремиться к развитию с ним интенсивного, устойчивого и долгосрочного сотрудничества, лишенного конъюнктурных колебаний.
Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами - членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г., которое еще не заработало в полную силу. Конкретные проблемы, прежде всего проблема адекватного учета интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом. Предметом особого внимания должно стать формирующееся военно - политическое измерение ЕС.
Реально оценивая роль Организации Североатлантического договора (НАТО), Россия исходит из важности сотрудничества с ней в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия. Необходимая база для этого заложена в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора от 27 мая 1997 г. Интенсивность сотрудничества с НАТО будет зависеть от выполнения ею ключевых положений этого документа, в первую очередь касающихся неприменения силы и угрозы силой, неразмещения на территориях новых членов группировок обычных вооруженных сил, ядерного оружия и средств его доставки.
Вместе с тем по целому ряду параметров нынешние политические и военные установки НАТО не совпадают с интересами безопасности Российской Федерации, а порой прямо противоречат им. В первую очередь это касается положений новой стратегической концепции НАТО, не исключающих ведения силовых операций вне зоны действия Вашингтонского договора без санкции Совета Безопасности ООН. Россия сохраняет негативное отношение к расширению НАТО.
Насыщенное и конструктивное сотрудничество между Россией и НАТО возможно лишь в том случае, если оно будет строиться на основе должного учета интересов сторон и безусловного выполнения принятых на себя взаимных обязательств.
Взаимодействие с государствами Западной Европы, в первую очередь с такими влиятельными, как Великобритания, Германия, Италия и Франция, представляет собой важный ресурс для отстаивания Россией своих национальных интересов в европейских и мировых делах, для стабилизации и роста экономики России.
В отношениях с государствами Центральной и Восточной Европы актуальной остается задача сохранения наработанных человеческих, хозяйственных и культурных связей, преодоления имеющихся кризисных явлений и придания дополнительного импульса сотрудничеству в соответствии с новыми условиями и российскими интересами.
Хорошие перспективы имеет развитие отношений Российской Федерации с Литвой, Латвией и Эстонией. Россия выступает за то, чтобы повернуть эти отношения в русло добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Непременным условием этого является уважение данными государствами российских интересов, в том числе в стержневом вопросе о соблюдении прав русскоязычного населения.
Россия будет всемерно содействовать достижению прочного и справедливого урегулирования ситуации на Балканах, основанного на согласованных решениях международного сообщества. Принципиально важно сохранить территориальную целостность Союзной Республики Югославии, противодействовать расчленению этого государства, что чревато угрозой возникновения общебалканского конфликта с непредсказуемыми последствиями.
Российская Федерация готова к преодолению значительных трудностей последнего времени в отношениях с США, сохранению создававшейся на протяжении почти 10 лет инфраструктуры российско - американского сотрудничества. Несмотря на наличие серьезных, в ряде случаев принципиальных разногласий, российско - американское взаимодействие является необходимым условием улучшения международной обстановки и обеспечения глобальной стратегической стабильности.
Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов. Только при активном диалоге с США возможно решение вопросов ограничения и сокращения стратегических ядерных вооружений. Во взаимных интересах поддерживать регулярные двусторонние контакты на всех уровнях, не допускать пауз в отношениях, сбоев в переговорных процессах по основным политическим, военным и экономическим вопросам.
Важное и все возрастающее значение во внешней политике Российской Федерации имеет Азия, что обусловлено прямой принадлежностью России к этому динамично развивающемуся региону, необходимостью экономического подъема Сибири и Дальнего Востока. Упор будет сделан на активизации участия России в основных интеграционных структурах Азиатско - тихоокеанского региона - форуме "Азиатско - тихоокеанское экономическое сотрудничество", региональном форуме Ассоциации стран Юго - Восточной Азии (АСЕАН) по безопасности, в созданной при инициативной роли России "шанхайской пятерке" (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).
Одним из важнейших направлений российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики - одна из базовых опор региональной и глобальной стабильности. Россия стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества с Китаем по всем направлениям. Главной задачей остается приведение масштабов экономического взаимодействия в соответствие с уровнем политических отношений.
Россия намерена углублять традиционное партнерство с Индией, в том числе в международных делах, способствовать преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем, укреплению стабильности в регионе.
Россия рассматривает подписание Индией и Пакистаном Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и их присоединение к Договору о нераспространении ядерного оружия как важный фактор обеспечения стабильности в Азиатско - Тихоокеанском регионе. Она будет поддерживать линию на создание в Азии зон, свободных от ядерного оружия.
Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран. В рамках существующих переговорных механизмов Россия продолжит поиск взаимоприемлемого решения оформления международно признанной границы между двумя государствами.
Российская внешняя политика направлена на наращивание позитивной динамики отношений с государствами Юго - Восточной Азии.
Принципиальное значение для России имеет общее оздоровление ситуации в Азии, где усиливаются геополитические амбиции ряда государств, нарастает гонка вооружений, сохраняются источники напряженности и конфликтов. Наибольшую озабоченность вызывает обстановка на Корейском полуострове. Усилия будут сосредоточиваться на обеспечении равноправного участия России в решении корейской проблемы, на поддержании сбалансированных отношений с обоими корейскими государствами.
Затяжной конфликт в Афганистане создает реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивает российские интересы. Во взаимодействии с другими заинтересованными государствами Россия будет прилагать последовательные усилия в целях достижения прочного и справедливого политического урегулирования афганской проблемы, недопущения экспорта терроризма и экстремизма из этой страны.
Россия будет добиваться стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, включая зону Персидского залива и Северную Африку, учитывая при этом воздействие ситуации в регионе на обстановку во всем мире. Используя свой статус как коспонсора мирного процесса, Россия намерена вести линию на активное участие в нормализации обстановки в регионе после кризиса. В этом контексте приоритетной задачей России будет восстановление и укрепление ее позиций, особенно экономических, в этом богатом и важном для наших интересов районе мира.
Рассматривая Большое Средиземноморье как связующий узел таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря, Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что будет способствовать продвижению российских экономических интересов, в том числе в вопросе выбора маршрутов прохождения важных потоков энергоносителей.
Россия будет расширять взаимодействие с африканскими государствами, содействовать скорейшему урегулированию региональных военных конфликтов в Африке. Необходимо также развитие политического диалога с Организацией африканского единства (ОАЕ) и субрегиональными организациями, использование их возможностей для подключения России к многосторонним экономическим проектам на континенте.
Россия стремится к повышению уровня политического диалога и экономического сотрудничества со странами Центральной и Южной Америки, опираясь на серьезный прогресс, достигнутый в отношениях России с этим регионом в 90-е годы. Она будет стремиться, в частности, к расширению взаимодействия с государствами Центральной и Южной Америки в международных организациях, поощрению экспорта в латиноамериканские страны российской наукоемкой промышленной продукции, развитию с ними военно - технического сотрудничества и кооперации.
При определении региональных приоритетов своей внешней политики Российская Федерация будет учитывать интенсивность и направленность формирования основных мировых центров, степень готовности их участников к расширению двустороннего взаимодействия с Россией.
V. Формирование и реализация внешней
политики Российской Федерации
Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях.
Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств.
Совет Безопасности Российской Федерации осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
Министерство иностранных дел Российской Федерации ведет работу по непосредственной реализации утвержденного Президентом Российской Федерации внешнеполитического курса. МИД России осуществляет координацию внешнеполитической деятельности федеральных органов исполнительной власти и контроль за ней в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".
Субъекты Российской Федерации развивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса государства федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными организациями России. Более широкое вовлечение неправительственных организаций в сферу внешнеполитической деятельности страны отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом внешней политики государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.
Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.