Языкознание (языковедение, лингвистика) - это наука о языке. Объектом языкознания является язык и речь во всех их проявлениях. Другие науки исследуют только избранные аспекты названных явлений, например, анатомия рассматривает строение речевого аппарата, философию интересует соотношение сознания человека и языка и т.п. Предмет языкознания - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь. Язык - многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка:
1)коммуникативная (или функция общения) - основная функция языка, использование языка для передачи информации;
2)конструктивная (или мыслительная) - формирование мышления индивида и общества;
3)познавательная (или аккумулятивная функция) - передача информации и её хранение;
4)моционально-экспрессивная - выражение чувств, эмоций;
5)волюнтативная (или призывно-побудительная функция) - функция воздействия;
6)метаязыковая (металингвистическая) - разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
7)фатическая (или контактноустанавливающая);
8)идеологическая функция - использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу - как модернизаторство.
9)омадативная (или формирующая реальности) - создание реальностей и их контроль;
10)номинативная - вера человека в название
11)денотативная, репрезентативная - передача информации, представление
12)конативная - ориентация на адресата;
13)стетическая - сфера творчества;
14)аксиологическая - оценочное суждение (хорошо/плохо).
15)референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
Прежде всего, языкознание относится к числу социальных наук. Оно тесно связано с такими социальными науками, как история, экономическая география, психология, педагогика. С историей языкознание связано потому, что. история языка является частью истории народа. С историей общества изменяется и словарный состав языка, и сфера его деятельности, и характер функционирования. Языкознание связано, в частности, с такими историческими дисциплинами, как археология, которая изучает историю по вещественным источникам – орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и этнография – наука о быте и культуре народов. Язык как продукт речевой деятельности индивида является предметом изучения психологии и языкознания.
Языкознание связано также и с педагогикой. Речь идет здесь прежде всего о существовании такой дисциплины, как методика преподавания языка. Современная методика охватывает не только методику преподавания родного языка, но и методику преподавания иностранного языка. Из естественных наук языкознание соприкасается главным образом с физиологией человека и антропологией. Речевой аппарат и производство звуков речи имеют физиологическую основу, так как в речевом процессе участвуют органы чувств, мускульный аппарат и нервная система человека. Интересы языковедов и антропологов сходятся при классификации рас и языков и при изучении вопроса о происхождении речи, о чем сообщено будет позднее. Конечно же, связь языкознания с социальными науками более прочная и тесная, чем с науками биологическими и медицинскими. Это еще раз подчеркивает, что, несмотря на физиологическую основу членораздельной речи, язык относится к общественным явлениям. Языкознание, как и другие науки, связано с философскими науками. Недаром в последнее время развивается такая наука, как философия языка, в центре внимания которой представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Языкознание даже связано с точными науками: кибернетикой, информатикой, математической логикой. С точки зрения кибернетики, язык есть постоянный «носитель» информации, он участвует в процессах управления, и он сам представляет собою управляемую и саморегулируемую систему. Кибернетика пытается понять язык как одну из управляющих и управляемых систем. Информатика изучает язык как средство хранения, переработки и выдачи информации о документах – носителях информации. Математическая логика использует язык как естественную знаковую систему, из которой можно черпать материал, например, для решения формально-логических задач. Наблюдается теснейшая связь между языкознанием и семиотикой, которая изучает общее в строении и функционировании различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Так как язык - главная, наиболее сложная и, так сказать, классическая знаковая система, то семиотика имеет перед собой язык в качестве объекта прямого наблюдения и интереса, однако аспект видения и осмысления языка у семиотики свой, не совпадающий с лингвистическим: семиотику в языке интересуют общие свойства знаков. Однако, теснее всего языкознание связано с литературоведением, которое видит в языке средство формирования и выражения и форму существования художественного содержания произведений литературы. Литературоведение и языкознание составляют общую науку – филологию, предметом которой является текст. Языкознание анализирует языковые средства в речи, стиль текста. Таким образом, языкознание связано со многими науками. Даже в последнее время появилось много новых наук, объединяющих в себе черты языкознания и других направлений – например, социолингвистика, психолингвистика.
"Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида, расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества" (Арутюнова Н.Д. Функции языка // Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997. С. 609).
коммуникативная (функция общения);
мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния говорящего);
эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).
Основными функциями языка являются:
Коммуникативная функция заключается в способности языка служить средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение сходных образов в сознании участников общения. Язык также обладает специальными средствами установления и поддержания контакта между участниками коммуникации. С точки зрения культуры речи, коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на адекватность понимания речи. Достижение функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм литературного языка. Мыслеформирующая функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения мысли. Структура языка органически связана с категориями мышления. "Слово, которое одно способно сделать понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от себя", - писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. С. 318). Это значит, что слово выделяет и оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В. Гумбольдт полагал, что "язык должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что делает ее связной" (там же, с. 345). По Гумбольдту, "чтобы соответствовать мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать внутренней организации мышления" (там же). Речь образованного человека отличается ясностью изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей, последовательностью и информативностью. Экспрессивная функция позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только мысли, но и эмоции человека. Экспрессивная функция предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе этикета. Искусственные языки не имеют экспрессивной функции. Эстетическая функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной литературы), но не только для нее - эстетически совершенной может быть и публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная речь. Эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
Существенно, что язык, обладая внутренней целостностью и единством, является полифункциональной системой (имеет множество функций).
Базовые функции
Среди всех функций важнейшими можно считать те, которые связаны с основными операциями над информацией. Язык является устройством, опосредованным мышлением. Будучи солидарно разделяемым всем языковым сообществом, а не только некоторыми его носителями, он есть форма отражения и обработки реальных и гипотетических знаний, полученных и получаемых человеком различными способами. Язык используется индивидуумом как средство участия в процессе СОЗДАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ.
ВО-ПЕРВЫХ, выделяется так называемая эпистемическая (= эписемическая) функция, иногда называемая накопительной (= аккумулятивной). Благодаря этой функции в единицах языка в виде гносеологических образов закрепляются и хранятся элементы как реального, так и виртуальных миров, выделенные, отображенные и обработанные сознанием человека.
ВО-ВТОРЫХ, большое значение имеет познавательная (= когнитивная) функция. Она реализует фундаментальную связь языка и мышления и процесс получения нового знания. Она ответственна за то, что в единицах языка и их свойствах материализуются структура и динамика мысли, то есть языковые единицы приспособлены как для номинации элементов действительности (и, далее, хранения знаний), так и для обеспечения потребностей мыслительного процесса.
В то же время язык, В-ТРЕТЬИХ, является основным средством человеческого общения (коммуникативная функция) в коммуникативной среде, средством передачи информации от говорящего к слушающему (= адресату). В силу этого базовые свойства языка естественным образом согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения, так как общественная, в том числе трудовая деятельность человека, невозможна без обмена информацией
Благодаря языку человек может хранить информацию об окружающей действительности неограниченно долго, в течение многих поколений. Так, большие по величине тексты «Илиады» и «Одиссеи» были созданы еще задолго до появления письменности и сохранились лишь благодаря языку. С возникновением письменности хранить и передавать знания от поколения к поколению стало многократно проще, но коммуникативная функция осталась той же. Развитие этой функции, как и раньше, состояло в приспособлении языка к фундаментальной потребности человека, превращающей его в существо, способное использовать накопленный опыт применительно к всевозможным жизненным ситуациям.
Чтобы хранить информацию, надо ею владеть. Человек не просто регистрирует элементы опыта, он анализирует и обобщает их. С этой способностью связана познавательная функция языка.
Человек в своей эволюции сформировался как существо социальное, с чем связана необходимость передавать информацию (знания) друг другу. С этой потребностью связана коммуникативная функция языка.
Эти три функции являются базовыми, универсальными, представленными в любом человеческом языке. Встает вопрос о том, какая из функций является самой главной. Часто утверждают, что это несомненно коммуникативная функция. Однако многими авторитетными лингвистами это мнение оспаривается. Можно привести немало аргументов в пользу приоритета познавательной и эпистемической функций над коммуникативной. Это значит, что статус первичности нельзя приписать ни одной из рассмотренных функций. Они образуют неразрывное единство и противопоставлены всем прочим, безусловно важным функциям.
· великий математик Леонард Эйлер писал: “Язык нужен людям, чтобы они могли следить за своими мыслями и развивать их, а также общаться друг с другом”.
Действительно, каждое новое поколение конкретного этноса, осваивая язык, приобщается к знанию об окружающей действительности, общепринятым нормам поведения, отвергаемым или принимаемым народом ценностям.
Различаются три основные функции языка , выделенные Л. Эйлером, это:
Отслеживание мысли (опорная функция);
Формирование умозаключений (логическая функция);
Средство общения (коммуникационная функция).
благодаря этим функциям знаковая система превращается в языковую систему. Еще раз уточним, язык – это не просто набор слов, это построенная по определенным правилам структура.
· Опорную функцию языка впервые систематически исследовал Готлоб Фреге. Он заключил, что «Когда мы воспроизводим знак, то мы тем самым создаём определённую опору нашей мысли, – определённый центр, вокруг которого возникают различные представления. Из этих представлений мы выбираем одно и опять фиксируем его с помощью знака» . Таким образом, текст является последовательностью таких шагов. Любой текст есть последовательность мысленных ассоциаций.
· Как формируется текст в сознании? Формирование текста можно представить в виде последовательности таких мысленных актов:
Определение . Знаковая (символьная) система, используемая для такой организации структуры мыслительных образов, которая представляет информацию, называется символьным или знаковым языком.
Примеры языков
1. Естественные языки (языки используемые для общения людей). Система дискретных звуковых знаков «а», «б», «в»,… , являющаяся средством общения между людьми. В том числе язык жестов для глухонемых.
2. Язык жестов, мимики.
3. Система последовательностей двух символов «.» и «-» (короткий и длинный сигналы) представляет язык - код Морзе. За единицу времени принимается длительность одной точки. Длительность тире равна трём точкам. Пауза между элементами одного знака - одна точка, между знаками в слове - 3 точки, между словами - 7 точек. Буквенные коды (собственно «азбука») были добавлены коллегой Морзе, Альфредом Вейлем - факт, который Морзе впоследствии всячески отрицал.
4. Символьные языки
5. В том числе, система знаков, представляющих музыкальные звуки- ноты.
6. В том числе, языки программирования, а также любые машинные языки.
7. Язык живописи
МОДЕЛИ ЯЗЫКА
Каждый предмет (литература, математика, музыка и т. д.) имеет свой язык. Причем каждый язык может быть представим разными способами. Эти разные способы называются моделями, или реализациями языка.
Определение. Модель – это способ представления объектов и задания связей между ними. Модель языка задает способ формирования слов и текстов из мысленных образов.
Выше уже говорилось, что для каждого языка существует свое представление слов и свой способ формирования текстов . На самом деле, даже для разных моделей одного языка существует свое представление слов и свой способ формирования текстов.
Примеры.
· Русский, английский, китайский языки – 3 разные модели естественного языка;
· Язык жестов для глухонемых – другая модель естественного языка.
· В геометрии для представления плоских и пространственных фигур используются геометрическая и координатная модели математического языка;
Обратите внимание, что языки могут быть как бы взаимно заменяемыми .
Например, ту мысль, которую мы можем выразить на русском языке, мы можем выразить и на английском.
А вот язык жестов для глухонемых несколько более беден. Он передает не всю информацию. Хотя в жестомимическом языке, которым сегодня пользуются слабослышащие, насчитывается около 3 тысяч слов и понятий. Названия же, имена собственные "набираются" с помощью пальцевой азбуки. Этот язык постоянно пополняется новыми словами-жестами.
Каждая из этих моделей появилась как реализация процесса мышления в виде текста. Поэтому текст можно считать основным продуктом интеллектуальной деятельности. Следовательно, исследование интеллектуального уровня человека или текста, исследование интеллектуальных функций – это исследование языковых продуктов.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Функции языка |
Рубрика (тематическая категория) | Связь |
Функции языка - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции языка" 2017, 2018.
Существуют различные попытки выделения функций языка, однако все исследователи, расходясь в частностях, едины в том, что существуют две безусловно важнейшие функции, которые язык выполняет в человеческом бытии - коммуникативная и познавательная. В... .
Разделы языкознания. Предмет языкознания. Наука о языке называется языкознанием. В этой науке рассматриваются общие вопросы для всех языков. В мире насчитывают от 2.500 до 5 тыс. языков. Колебания в количестве объясняется тем, что сложно отделить язык от его... .
Эти задачи в конечном счете сводятся к оптимизации функций языка. Например, формирование и поддержание традиции чтения и понимания сакральных текстов, обеспечение контактов между разными народами. Однако круг задач, стоящий перед ПЛ, нельзя считать... .
Функции языка: 1) это роль (употребление, назначение) языка в человеческом обществе; 2) соответствие единиц одного множества единицам другого (это определение относится к единицам языка). Функции языка представляют собой проявление его сущности, его назначение и... .
Уровень Уровень Частные языковые системы и лингвистические дисциплины На каждом системном уровне функционирует одна или несколько частным систем. Каждая из них выполняет свою частную функцию в рамках общей функции знаковой системы.... .
Мышление как предмет логики Мыслительная деятельность человека представляет собой сложный и многосторонний процесс. В отличие от других наук, изучающих мышление, в логике мышление рассматривается как инструмент познания окружающего мира. Человек... .
Наш обычный язык, на котором мы говорим, полноправный соавтор наших мыслей и дел. И притом соавтор нередко, более великий, чем мы сами. Как верно заметил наш соотечественник Ф.Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Классический индийский эпос гласит:... [читать подробнее] .