Система (с греч. – «составленный из частей») – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Понятие системы играет большую роль во всех современных науках. В середине XX века уже шла речь о системном подходе к исследованию любого научного объекта как об общенаучном принципе. Шла разработка общей теории системы. Основатель: Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972), с 1949 г. жил и работал в Америке и Канаде. В 1968 г. вышла книга «Общая теория систем. Основания, развитие, применение». Цель – разработка математической модели системы вообще. В основе лежит представление об изоморфизме, т.е. сходстве, подобии в строении любого объекта. Системное видение мира – характерная черта современной науки и философии, т.е. весь мир – иерархия соподчиненных систем.
Основные понятия системного подхода: система; структура; элемент; взаимодействие; среда; субстанция; функция.
Различаются системы открытые и закрытые, статические и динамические, более и менее сложные, гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные), естественные и искусственные, первичные и вторичные, саморазвивающиеся и развиваемые, материальные и идеальные и др.
В любой системе есть единицы, осуществляющие функции двоякого рода. Одни элементы реализуют внутрисистемные связи, другие осуществляют связь данной системы с системой более высокого порядка, которая является ее средой. Например, полнозначные слова с их номинативной функцией осуществляют связь языка с экстралингвистической средой. А служебные слова осуществляют связь внутри системы.
Каждая система характеризуется набором признаков:
1) Свойство целостности. Целостность системы обеспечивается системообразующими свойствами и признаками.
2) Совокупность внутрисистемных связей создает структуру объекта. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали, так и по вертикали. Наличие вертикальных отношений обуславливает членение системы на уровни (ранги, ярусы, подсистемы).
3) Для того, чтобы создалась вертикальная структура, чтобы реализовалась система систем (язык), необходимо, чтобы элементы, составляющие систему, обладали свойством неоднородности. Элементы каждого более высокого уровня должны обладать новым, более сложным качеством.
4) Важное свойство всякой системы – дискретность: на каждом уровне можно и нужно вычленять предельные единицы, т.е. нечленимые далее на данном уровне (на фонемном уровне – фонема, на морфемном уровне – морфема и т.д.)
Свойства единиц системы бывают трех видов: системообразующие; системоприобретенные; системонейтральные.
Т.П. Ломтев поясняет это на примере минимальной семьи из двух человек.
Структура (от лат. «строение») – это неотъемлемое свойство всех систем. Каждая система имеет свое определенное устройство, организацию, упорядоченность элементов. Иначе говоря, структура – это совокупность внутренних связей между элементами. В научной теории и практике переход от описания к объяснению, от явления к скрытой сущности связан с осознанием структуры исследуемого объекта.
В истории науки с первой половины XX в. стало актуальным понятие структурализма. Это научно-методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объекта. Это новый образ мышления, более высокий уровень познания. Впервые структурализм реализовался в лингвистике (Ф. де Соссюр, школы структурализма), в психологии, литературоведении, теории музыки. Структурализм – это понимание того, что отдельное, частное существует как член определенной системы и что форма существования каждого элемента зависит от структуры целого и от законов, управляющих ими.
Системный подход как общенаучный принцип был подготовлен рядом крупных научных достижений в разных областях знаний. В раскрытии принципа системности мира, а именно неорганической природы, важную роль сыграла Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В системность органического мира большой вклад внес Ч. Дарвин. Системность общества – работы Ф. Энгельса. В 1839 г. открыто клеточное строение организма Шванном и Шлейдером.
Система – это совокупность элементов, организованных определенного типа структурой. Структура – это неотъемлемый атрибут системы, важное, но не единственное свойство системы. Структура реализуется во множестве отношений и связей между элементами системы в синтагматических и парадигматических аспектах, а также в ряде других. Таким образом, между системой и структурой можно видеть отношение части и целого.
Первоначально в диалектике считалось, что понять сущность предмета – значит узнать, из чего он состоит, из каких простых частей состоит более сложное целое.
Целое рассматривалось как результат сочетания, суммы частей. Часть и целое находятся между собой в органической взаимосвязи и взаимозависимости: целое зависит от составляющих его частей; часть вне целого уже не часть, а другой, самостоятельный объект.
Категории целого и части помогают уяснить проблему единства мира в аспекте противоречия единого и многого, делимости и единства, целостности мира, многообразия и взаимосвязи явлений действительности.
В отличие от метафизики, сводящей целое к простой сумме своих частей, диалектика считает, что целое – не просто набор частей, а сложный комплекс взаимосвязей. (Если заменить все части телевизора, автомобиля и т.п. новыми, предмет от этого не станет другим, так как он не сводится к простой сумме, набору деталей).
Таким образом, понятие связи привело от пары категорий "часть – целое" к появлению и распространению понятий элемент, структура, система . В науке идея системности сформировалась в ХIХ веке при исследовании таких сложных, динамичных, развивающихся объектов, как человеческое общество (К. Маркс) и мир живого (Ч. Дарвин). В ХХ веке разрабатываются конкретные теории системности (А.А. Богданов, Л. Берталанфи). Принцип системности фиксирует преобладание в мире организованности над хаосом, энтропией : неоформленность изменений в каком-либо одном отношении оказывается упорядоченностью в другом; организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.
Исходным понятием принципа системности выступает категория – "система". Система – упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Элемент – неразложимый далее КОМПОНЕНТ системы при данном способе ее рассмотрения. Например, элементами человеческого организма будут не отдельные клетки, молекулы и атомы, а органы, являющиеся подсистемами организма как системы. Будучи элементом системы, подсистема в свою очередь оказывается системой по отношению к своим элементам (клетки органов). Таким образом, вся материя представляется как система систем.
Совокупность устойчивых связей между элементами называют СТРУКТУРОЙ. Структура отражает упорядоченность внутренних и внешних связей объекта, обеспечивающих его устойчивость, стабильность, определенность.
Элементы и структура взаимообуславливают друг друга:
– качество элементов, их свойства, место, роль и значение зависят от их связей, то есть от структуры;
– сам характер связи, то есть структура, зависит от природы элементов.
Но несмотря на значительную роль структуры, первенство значения у элементов, ведь именно элементы определяют сам характер связи внутри системы, именно элементы являются материальными носителями связей и отношений, составляющих структуру системы. Без элементов структура приобретает вид чистой абстракции, хотя и без структурных связей система не существует.
Все материальные системы мира в зависимости от характера их структурной связи можно разделить на два класса :
1. Сумма, совокупность – куча камней, скопление людей и т.п. Системность здесь слабо выражена и в некоторых случаях даже не учитывается.
2. Целостные системы , где более четко выражены иерархичность строения, упорядоченность всех элементов, их зависимость от общих свойств системы. Здесь выделяются два основных типа целостных систем:
1) неорганичные системы (атомы, кристаллы, часы, автомобиль, Солнечная система), где некоторые элементы могут быть выделены и существовать самостоятельно, вне единой системы (деталь часов, планета сама по себе);
2) органичные системы (биологические организмы, человеческое общество) не допускают обособления элементов. Клетки организма, человеческие индивиды сами по себе не существуют. Деструкция влечет в этом случае гибель всей системы.
Все отмеченные классы и типы систем – суммативные, целостно-неорганичные и целостно-органичные – существуют одновременно в трех сферах материальной действительности. Между ними нет непереходимой грани, конкретные материальные системы могут переходить в системы других типов. Например, под влиянием сил гравитации и других сил сумма песчинок приобретает характер целостного кристалла, толпа людей организуется в устойчивую группу, и наоборот.
Выработанный философией диалектический принцип системности служит основанием системного подхода для изучения сложных технических, биологических и социальных систем. При системном подходе представление о целостности системы конкретизируется понятием связи, обеспечивающей упорядочность системы.
Со времен Аристотеля упорядочность осмысливалась с помощью философского понятия формы (см. Т.2).
Форма – организация устойчивых связей элементов системы. Форма – принцип упорядоченности какого-либо содержания.
Содержание – все, что содержится в системе: все ее элементы и их взаимодействия друг с другом, все части системы. (Если при рассмотрении системы человеческого организма в качестве элементов мы брали только органы, то при анализе содержания организма берем буквально все, что в нем есть – клетки, молекулы в их взаимосвязи и т.д.). Для выражения какого-либо фрагмента системы в плане ее содержания используют уже не понятия "элемент", "подсистема", "часть", а слово "компонент" (составляющая).
Соотношение формы и содержания раскрывается в следующих аспектах:
1. Форма и содержание неразрывны: форма содержательна, содержание оформлено. Одно без другого просто не существует. Если содержание есть совокупность всех компонентов целого, их взаимодействий, то форма – организация устойчивых связей между ними. Поэтому нигде и никогда не существует неоформленного содержания или бессодержательной формы, они взаимосвязаны.
2. Связь формы и содержания неоднозначна: одно и то же содержание может иметь разные формы (запись музыки на пластинке, катушке, кассете, компакт-диске); одна и та же форма может иметь различное содержание (на одинаковой кассете может быть записана классическая, народная, рок-, поп-музыка).
3. Единство формы и содержания противоречивы: содержание и форма являются противоположными сторонами предметов и явлений, имеют противоположные тенденции. Определяющая тенденция содержания – изменчивость; формы – устойчивость. Форма организует содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее.
В общественной деятельности понятие формы связано с понятием правил, упорядочивающих, регулирующих всевозможные виды деятельности. Огромное значение в жизни общества имеют обычаи, ритуалы, традиции, а особенно правовые нормы .
В качестве упорядочивающего фактора форма более консервативна (лат. conserve – "сохранять"), чем содержание. Поэтому форма может не соответствовать изменившемуся содержанию, и тогда возникает потребность изменения формы для преодоления возникшего противоречия. Некоторые противоречия между формой и содержанием существуют всегда и определяющую роль в этом противоречивом единстве, как правило, играет содержание, которое во многом обуславливает как само появление формы, так и многие ее особенности.
Особо следует отметить, что рассмотрение системных отношений вне всякой временной перспективы возможно лишь как абстракция, ведь любая система функционирует, а функционирование есть движение системы во времени. Рассмотренный принцип системности является одним из важнейших принципов диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Другим важным принципом является принцип детерминизма.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Философия
Курс лекций для слушателей факультета заочного обучения
Красноярск 2001
ББК87
К
Сущность философии
Попытаемся ответить на вопросы:
– Что представляет собою философия, каковы ее специфика и предмет?
– Почему в течение множества веков великие умы человечества обра
Специфика философии
Чтобы выяснить специфику философии, сравним ее с другими сферами духовной деятельности людей – с наукой, искусством, религией.
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении
Функции философии
Вопрос о функциях философии – это вопрос о том, какую роль она играет в жизни людей, как и для чего используется ими философское значение. Рассмотрим основные функции.
1. М
Состав философского знания
В ходе развития философии в ней исторически складываются различные сферы исследований, каждая из которых охватывает определенную совокупность взаимосвязанных проблем. Со временем эти сферы исследов
Бытие и сознание
Какую бы философскую проблему мы не решали, рано или поздно наталкиваемся на вопрос, который считается в философии основным.
Ф. Энгельс: "Великий основной вопрос всей.
Философские направления
Для наименования различных форм выражения философских взглядов применяются термины: учение, теория, концепция, система, школа, течение, направление. Хотя строгие границы между значениями эти
Истоки и исторические формы идеализма
Идеализм – основное философское направление, утверждающее первичность сознания, мышления, духовного, идеального и вторичность, зависимость материи, природы, мира. Философский термин "идеализм&
Исторические формы материализма
Всех материалистов объединяет решение основного вопроса философии: бытие определяет сознание. Такое решение означает, что они иначе, чем идеалисты, понимают БЫТИЕ.
Идеалисты пытаются стере
Материальное единство многообразного мира
В древней и метафизической формах материализма материя понималась как некоторая субстанция, из которой рождаются конкретные вещи. Диалектический материализм развивает иное представл
Движение
Диалектический материализм, как и все современные науки о природе и обществе, считает, что в основе всего многообразия существующих явлений и процессов лежит движение единой материи.
Вопро
Информационная организация материи
Признавая рациональное зерно в учении Спинозы о сознании как атрибуте (необъемлемой характеристике) природы, Энгельс настаивал на неизбежности порождения материей сознания: "...материя во всех
Пространство и время
Понятия пространства и времени возникли уже на ранних этапах развития человеческого сознания. Первоначальные представления о пространстве и времени в процессе развития познания и практики постепенн
Диалектика как теория развития
Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Древние диалектики, рассматривая космос как связное целое, интересовались процессом возникновения и превращен
Принцип детерминизма
Принцип детерминизма (лат. determinare – "определять") решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хао
Диалектические законы и принцип развития
Основные законы диалектики с трех сторон характеризуют развитие:
1. Закон единства и борьбы противоположности дает ответ на вопрос: почему совершается развитие, каков источник, импу
Проблема человека в философии
1. Что такое человек?
Познание человека – центральная проблема философии. Уже в словах Сократа "Познай самого себя" ставится этот вопрос. Стремле
Общественное животное
Человек – часть природы, биосферы, космоса. Он принадлежит к одному из 1500000 видов живых организмов, населяющих Землю – виду homо sаpiеns, отряду приматов, классу млекопитающих. В отличие от друг
Деятельностное существо
Родоначальник немецкой классической философии И.Кант совершил "коперниканский переворот" во взглядах на человека: в то время философам человек представлялся "рабом Божьим" или,
Основные виды деятельности
Единой и общепризнанной классификации видов деятельности нет. Основные виды: труд, учеба, игра. Эти виды сопровождают человека всю жизнь, но их роль в различные периоды неодинакова: в дошкол
Человек как индивид и как личность
Человек – наиболее общее, родовое понятие высшей ступени развития организмов на Земле.
Человек – сложнейшая целостная биопсихосоциальная система.
Индивид –
Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена
Социализация личности и социальные роли
Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической природе. ЛИЧНОСТЬ – категория с
Смысл жизни и смерти
Почему перед человеком встают вопросы о жизни и смерти, о том, что есть человек и зачем он в этом мире?
Появляемся мы здесь случайно, не по своей воле, нас могло бы и не быть, мы "заб
Эволюция форм отражения
Проблема сознания является комплексной, в ее решении вместе с философией участвуют многие специальные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, антропо
Формирование человеческого сознания
Какие же причины обусловили переход от психики животных к человеческому сознанию?
1. Фундамент антропогенеза составляют природные факторы.
Из обширной совокупности п
Психофизическая проблема
Психофизическая проблема в широком смысле: каким образом физические явления материального мира воздействуют на психические духовные процессы и, наоборот, как психические процессы могут оказывать вл
Сущность и свойства сознания
Материальная система, являющаяся носителем сознания, выступает как субъект, который выделяет себя из окружающей среды, противопоставляя себя материальным объектам. В своем сознании субъект отражает
Функции и состав индивидуального сознания
C помощью своего сознания человек решает различные задачи, то есть сознание имеет несколько функций. Условно выделяют:
1) познавательную функцию, с помощью которой человек отражает
Бессознательное
О том, что человек осознает не все, что содержится в его душе, говорил еще Платон. На существование в человеческом сознании не только сознательно формулируемого, но и неосознаваемого, бессознательн
Историческое развитие теории познания
В повседневных делах люди, занимаясь познанием, редко задумываются над тем, как оно происходит, каковы его предпосылки, условия, формы, закономерности. Познание самого познания
Проблема истины в философии
В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Знание может оцениваться с позиции его применимости, полезности, важности, актуальности и т.д. Но центральным среди разны
Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непрот
Чувственное и рациональное
Каждый индивид в течение жизни приобретает знания об окружающем мире: от людей – через общение, слушание, чтение; самостоятельно (хотя знания могут быть известны обществу). В конечном счете все чел
Интуиция и искусственный интеллект
Яркое и удивительное проявление взаимодействия чувственного и рационального познания – интуиция (созерцание, видение, прозрение). Что же такое интуиция? Приведем лишь несколько определений:
Специфика социального познания
Вступая в III тысячелетие, человечество может поставить себе в заслугу многие достижения в области науки, техники, культуры. Компьютеры и лазеры, космос и атомная энергия, сверхзвук
Что такое общество
На первый взгляд общество – это совокупность людей. А история общества? Совокупность историй жизней отдельных лиц? Но тогда мы не увидим главного в истории – процессов изменения общества, то
Динамика общества
В отличие от природы, где действуют силы, лишенные разума и сознательной воли, общество – арена деятельности разумных существ, сознательно стремящихся к определенным целям. Взаимодействие стихийных
Общественное сознание
Общественное бытие – это объективная реальность, материальная сторона жизни общества. Бытие людей – реальный процесс их жизни, в отличие от их мыслей об этой жизни. Эта реальность существует
Формы общественного сознания
Многообразие видов общественно-практической деятельности людей порождает многообразие форм общественного сознания.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоени
Смысл человеческой истории
Человечество оказалось на поворотном пункте – никогда еще так остро не ощущался драматизм исторической ситуации. Проблемы состояния экологии и демографической ситуации, войны и мира
Направленность исторического процесса
Существует ли какая-либо направленность в человеческой истории? На этот вопрос отвечали по разному.
1. Идея исторического регресса. Многие утверждали, что прошлое всегда лучше насто
Возможности предвидения будущего
Современное развитие общества невозможно без планирования, а следовательно и прогнозирования. Минимум прогнозирования для нормального развития – 15 лет. Сегодня сложились два названия науки о будущ
Пути социально-экономического прогресса
Общественный прогресс многопланов, он складывается из неравномерно протекающих и взаимно воздействующих друг на друга потоков, захватывающих различные сферы общественной жизни.
Информатизация общества
В основе НТП лежит принципиально новая, информационная технология, радикально отличающаяся от всех предшествующих. Ее специфика в том, что с помощью объединяемых ею аппаратных и программных средств
Перспективы и последствия НТП
Кроме информатизации, выделяют еще несколько направлений НТП:
а) комплексная автоматизация и роботизация производства, вплоть до полной замены человека в сфере материального производства.
Духовный прогресс
Социально-экономический прогресс ведет к исчезновению нужды, росту благосостояния всех членов общества, расширению демократических прав и свобод, созданию условий для беспрепятственного развития лю
Значение философии права
Хотя в ходе лекции осмысливаться будут политико-правовые явления, было бы неверно утверждать, что именно право станет объектом нашего философского изучения. Не предваряя выводов, ко
Специфика научного и философского познания права
Философия претендует на самостоятельность в изучении правовых явлений. Поэтому нужно определить статус философии права и, в частности, отграничить ее от общей теории права, также претендующей на ра
Этическая модель
Право – это прежде всего закон, содержащий в себе требования должного. Право имеет ту же онтологическую основу, что и нравственность, они в равной степени свойственны человеческой цивилизации. Поск
Игровая модель права
Право – это условность, игра. "Любая игра, – как пишет об этом Й.Хейзинга, – может быть состязанием, представлением либо совмещать в себе черты того и другого" (например, конкурс красоты)
Мифологическая модель права
Право – это ритуал. Осуществление права представляет собою ритуальное действие, смысл которого превосходит поставленные перед ним практические цели.
Ритуал существует внутри мифологическог
Рациональная модель права
Право служит средством достижения целей, которые человек ставит перед собой. В юридической литературе большее внимание уделяется именно этой модели права, поскольку ее исследование дает политическо
Ценность права
Современная юридическая литература не испытывает недостатка в утверждениях о необходимости ценностного отношения к праву, без чего невозможно становление гражданского общества и уважения к личности
1. Права человека: философский, политический и юридический смысл
В основе признания неотъемлемых прав личности лежит философская идея абсолютной ценно
Проблема гуманизма в праве
Человек – существо духовное, способное к трансцендентному. Он постоянно ведет борьбу с ситуацией, которая ограничивает его бытие. Чтобы сохранить конечное, он вынужден стремиться к бесконечному. Чт
Преступление и наказание
Чтобы осуществить исправительно-воспитательное воздействие на личность человека, надо прежде всего отказаться от ярлыка общественно опасной личности. В рамках карательных отношений это невозможно.
Специфика российского правопонимания
Усиливающиеся в последние годы попытки найти новую политико-правовую идеологию, которая бы послужила консолидации общества, свидетельствуют о состоянии "вненаходимости" России. Она – нигд
Философия, ее предмет и предназначение
1. Кувакин В.А. Что такое философия. – М., 1989.
2. Любутин К.А., Пивоваров Д.В. Проблемы научности философии и "контрфилософия" // Философские науки. – 1989. – №
Философская картина мира
1. Ахундов Р.Ф. Концепции пространства и времени. – М., 1982.
2. Гумницкий Г.Н. О двух подходах к раскрытию содержания понятия "материя", "сознание" //
Сознание как философская проблема
1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988.
2. Велихов Е.К., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. – 1988.
Право в человеческом измерении
1. Кузнецов Э.В. Философия права в России. – М., 1989.
2. Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии // Правоведение. – 1991. – №1. – С.69-73.
3. Нено
Система (греч. составленное из частей, соединенное) - совокупность предметов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие С. играет важную роль в совр. философии, науке, технике и практической деятельности. Начиная с середины 20 в. ведутся интенсивные разработки в области системного подхода и общей теории систем. Понятие С. имеет длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей. Стой-; ки истолковывали С. как мировой порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель), большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей С. знания. Системность познания подчеркивал Кант; дальнейшее развитие эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17-19 вв. в различных специальных науках исследовались определенные типы С. (геометрические, механические С. и т. д.). Марксизм сформулировал философские и методологические основы научного познания целостных развивающихся с. Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-материалис-тический принцип системности. В середине 20 в. большое значение для понимания механизмов С. управления (больших, сложных С.) сыграли кибернетика и цикл связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие С. органически связано с понятиями целостности, элемента, подсистемы, связи, отношения, структуры и др. Для С. характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях о к-рой С. проявляет свою целостность. Любая С. может быть рассмотрена как элемент С. более высокого порядка, в то время как ее элементы могут выступать в качестве С. более низкого порядка.: Иерархичность, многоуровневость характеризуют строение, морфологию С. и ее поведение, функционирование: отдельные уровни С. обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней-. Для большинства С. характерно наличие в них процессов передачи информации и управления, к наиболее сложным типам С. относятся целенаправленные С., поведение к-рых подчинено достижению определенной цели, и самоорганизующиеся С., способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру. Причем для мн. сложных С. (живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню, часто не согласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих целей и т. д. В наиболее общем плане С. делятся на материальные и абстрактные (идеальные). Первые, в свою очередь, включают С. неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п. С.), живые С., особый класс материальных С. образует социальные С. Абстрактные С. являются продуктом человеческого мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и др. основания классификации С. Интенсивное развитие в 20 в. системных методов исследования и широкое использование этих методов для решения практических задач науки и техники (напр., для анализа различных биологических С., С. воздействия че^ ловека на природу, для построения С. управления транспортом, космическими полетами, различных С. организации и управления производством, систем моделирования глобального развития и т. д.) потребовало разработки строгих формальных определений понятия С., к-рые строятся с помощью языков множеств теории, математической логики, кибернетики и т. д., взаимно дополняя друг друга.
Современное философское миропонимание предполагает упорядоченность и организованность мира, а проблема самоорганизации бытия является одной из центральных в современной науке и философии. Бытие представляет собой сложноорганизованную иерархию систем, все элементы которой находятся в закономерной связи друг с другом, кажущаяся неоформленность изменений в каком-то одном отношении оказывается упорядоченностью в другом. Именно это обстоятельство фиксируется в понятии системности. Системность, наряду с пространством, временем, движением, является атрибутивным, т.е. всеобщим и неотъемлемым свойством материи.
Для понятия "система" существует несколько десятков определений, однако классическим признано определение, данное основоположником теории систем Людвигом фон Берталанфи: "система – это комплекс взаимодействующих элементов". Ключевым в этом определении является понятие "элемент". Под элементом подразумевается неразложимый компонент системы при определенном, заданном способе ее рассмотрения. Если меняется угол зрения, то явления или события, которые рассматривались в качестве элемента системы, сами могут становиться системами. Например, элементами системы "газ" выступают молекулы газа. Однако сами молекулы в свою очередь могут рассматриваться в качестве систем, элементами которых являются атомы. Атом – тоже система, однако принципиально другого уровня, чем газ, и т.д.
Элементами системы являются только те предметы, явления или процессы, которые участвуют в формировании ее свойств. Комплекс элементов системы может складываться в подсистемы разного уровня, которые выполняют частные программы и являются промежуточными звеньями между элементами и системой.
По характеру связей между элементами все системы делятся на суммативные и целостные.
В суммативных системах связь между элементами выражена слабо, они автономны по отношению друг к другу и системе в целом. Качество такого образования равно сумме качеств составляющих его элементов. Примером суммативной системы является куча песка. Несмотря на высокую степень автономности элементов, образования, аналогичные куче песка, все же могут сохранять устойчивость длительное время и существовать в качестве самостоятельных совокупностей. Кроме того, существует предел количественных изменений таких систем, превышение которого приводит к изменению их качества. У суммативных систем есть собственная программа существования, которая выражается в структурности (о понятии структурности мы скажем чуть ниже).
В целостных системах четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов – и наоборот. Каждый элемент такой системы в своем возникновении, развитии и функционировании зависит от всей целостности; и напротив, – система зависит от каждого из своих элементов. Внутренние связи в целостностях стабильнее внешних, а качество системы не сводимо к сумме составляющих ее элементов. Примером целостной системы являются живой организм или общество.
Под действием определенных факторов суммативные системы могут преобразовываться в целостные, как и целостные могут становиться суммативными. Одним из факторов преобразования суммации в целостность являются гравитационные взаимодействия. И напротив, фактором превращения целостности в суммацию может стать энтропия.
Помимо типологии систем, в зависимости от характера связи между элементами различают системы по типу их взаимодействия с окружающей средой. В этом случае выделяют открытые и закрытые (замкнутые ) системы. В закрытых системах не происходит обмена энергией и веществом с внешним миром. Такие системы стремятся к равновесному состоянию, максимальной степенью которого является неупорядоченность и хаос. Открытые системы, напротив, обмениваются энергией и веществом с внешним миром. В них при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры. Законы возникновения таких структур описываются в рамках синергетической концепции (см. 3.5).
Различение открытых и закрытых систем не является абстрактным умствованием, а имеет принципиальное мировоззренческое значение. Понимание Вселенной как закрытой или, напротив, открытой системы приводит к важным космологическим, а затем и философским выводам. Так, на основе представления о Вселенной как закрытой системе была сформулирована теория тепловой смерти, согласно которой все процессы в мире ведут к состоянию наибольшего равновесия, т.е. хаосу.
Теория тепловой смерти Вселенной была разработана в середине XIX в. Вильямом Томпсоном и Рудольфом Клаузиусом. В ее основе, помимо представления о мире как закрытой системе, лежит распространение второго начала термодинамики (закона возрастания энтропии) на всю Вселенную. Согласно второму началу термодинамики, все процессы в замкнутой системе постепенно приводят ее в состояние наибольшего теплового равновесия, поэтому энтропия замкнутой системы неизбежно возрастает. В системе, предоставленной самой себе, происходит выравнивание температуры, и она теряет способность изменить свое качественное состояние. Таким образом, неизбежен вывод, что во Вселенной все виды энергии в конце концов превратятся в тепловую, а последняя перестанет преобразовываться в другие формы. Наступившее состояние теплового равновесия и будет означать смерть Вселенной. При этом общее количество энергии в мире останется неизменным, т.е. закон сохранения энергии не будет нарушен. Таким образом, наличие во Вселенной, существующей уже длительное время, многообразных видов и форм энергии и движения, с точки зрения авторов теории тепловой смерти, является необъяснимым фактом. Понятно, что такой вывод ведет к предположению о существовании некой силы, которая периодически выводит мир из состояния теплового равновесия, т.е., по сути, к представлению о существовании Бога или других сверхъестественных сущностей, которые вновь и вновь творят Вселенную из хаоса.
Теория тепловой смерти сразу же после создания была раскритикована. В частности, появилась флуктуационная теория Людвига Больцмана, согласно которой Вселенная выводится из состояния равновесия с помощью внутренне присущих ей флуктуаций. Кроме того, критики говорили, что неправомерно распространять второе начало термодинамики на весь мир, а последний нельзя рассматривать как замкнутую систему с ограниченным числом элементов. Однако наиболее последовательным и полным опровержением теории тепловой смерти Вселенной стала синергетическая концепция Ильи Романовича Пригожина и Германа Хакена (см. 3.5).
Помимо системности, еще одним атрибутивным свойством материи, выражающим степень ее организованности, является структурность. Структурность предполагает внутреннюю расчлененность материи на любом уровне ее существования. Структура определяется как совокупность устойчивых, закономерных связей и отношений между элементами системы, обеспечивающих сохранение основных ее свойств.
Современные представления о структурированности Вселенной касаются мега-, макро- и микромира: структурированы и Метагалактика, и микрочастица. Органическая и неорганическая природа, а также социум представляют собой самоорганизующиеся системы разного уровня. Переход от одной области действительности к другой связан как с увеличением числа факторов, обеспечивающих упорядоченность, так и с усложнением самих структур. Единство организованности, т.е. системности, и внутренней расчлененности, т.е. структурности, определяет существование мира как системы систем: систем объектов, систем свойств или отношений, систем детерминации и т.п.
Философия существует, как правило, в теоретической форме как система понятий. Но она может быть и в нетеоретической форме – как раскрытие идей в художественных образах, например произведения Ф. М. Достоевского. Ниже речь ведется только о теоретической форме функционирования философии.
Философская система есть теоретическое (понятийное) выражение духа народа, эпохи, она проясняет, систематизирует, организует, проектирует и направляет жизненный опыт народа на основе теоретических принципов, обоснованного мировоззрения . В ней духовный опыт народа осмыслен в разумной форме.
Философские системы, несмотря на их многообразие, имеют единую логику возникновения: из особенного наличного материала культуры своего времени философ индуктивно восходит ко всеобщему первопринципу, а затем из такого первопринципа он дедуктивно развивает содержание философии – онтологию, антропологию, гносеологию, аксиологию, праксиологию, социальную философию и философию истории.
Оформление философской системы проходит два этапа – индуктивно-эмпирический (восхождение от частного, особенного опыта к первопринципу) и дедуктивно-теоретический (развитие из единого принципа конкретного содержания). На первом этапе философ вбирает в себя духовный опыт народа, переживает и мыслит его, целостным духовным актом перерабатывает эмпирию в теорию, вырывается из застенков повседневности и сложившихся социальных форм, стереотипов, предрассудков. Это – путь восхождения к духовной вершине, требующий самостоятельности ума и мужества воли . На втором этапе философ парит в эфире понятий. Оторвавшись от липучей чувственной достоверности и повседневности, он развивает из единого принципа, из идеи богатство содержания. Поскольку содержание теперь развито из единого принципа, то оно предстает как художественное целое – как духовная целостность , как мысленная конкретность, как единство в многообразии разделов философии. Идею (принцип) философской системы можно уподобить семени, из которого вырастает раскидистая крона.
Приведем примеры. Платон () развил теорию идей, которые существуют сами по себе как формы без материи. Лишенные материи, они не деформированы ею и поэтому предстают как эталоны, как образцы и меры чувственно-воспринимаемого мира. Идеи – исходный принцип философской системы Платона. Исходя из идей, Платон развивает учение о составе души, об эросе, о познании, о социальном составе общества, о формах правления в государстве.
И. Кант () исходит из принципа самопроизвольной, спонтанной самодеятельности человеческого «Я» и систематически развивает ответы на вопросы «Что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?», «что есть человек?». Принцип Канта героически развивает И. Г. Фихте () в области нравственности. Гегель возрождает принцип философии Платона и последовательно развивает все богатство человеческого опыта из Идеи, которая уже является не вечной покоящейся субстанцией, как это было у Платона, но активным Субъектом: Идея стремится познать и осуществить себя в пространстве и во времени. К. Маркс приемлет принцип философии Канта, но преобразует его в принцип практической самодеятельности людей, которые изменяя внешние обстоятельства, изменяют и самих себя, вступают в процесс «абсолютного» самостановления: они обновляют себя в той мере, в какой обновляют предметный мир богатства, содержание деятельности, общения и мышления. И. А. Ильин (1883-1954) исходил из совершенства и обосновал ценностные основы бытия человека, семьи, воспитания, правосознания, государства, Родины, труда и собственности, воинского служения и др. Н. О. Лосский исходил из единой основы, субстанциальных деятелей, и развил поразительно стройную, «математически» последовательную во всех разделах философию.
Если философия развита последовательно из единого принципа, то ее называют монистической (от слова «моно» – один). Однако бывают учения, развитые из двух принципов, оцениваемые как дуалистические («дуа» – два), или из многих, взаимодополняющих друг друга принципов (плюралистическая система, от слова «плюрал» – много). Если же учение исходит из принципов, которые несовместимы по своему содержанию в одном системе, то такое учение называется эклектичным. Следует конкретно ознакомиться с понятиями монизма, дуализма, плюрализма и эклектики в справочной литературе.
Философские системы могут быть по содержанию полными или неполными. В первом случае в отличие от второго дано раскрытие всех разделов философии. Если такие разделы раскрыты основательно , то философская система квалифицируется как классическая ; например, учения Платона, Аристотеля, Эпикура (Античность), Фомы Аквинского (Средневековье), Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербах, Маркса (Новое и Новейшее время), В. С. Соловьева, И. А. Ильина, Н. О. Лосского, С. Л. Франка (конец XIX – XX вв.). Вторая половина XIX века отмечена в западной философии постклассическими системами (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр и др.).